ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Главным политическим событием этих дней стал отчёт Губернатора Александра Беглова перед Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Казалось бы, протокольное ежегодное мероприятие, которое регламентируется уставом города. Но в этом отчёте меньше всего было сухого официального протокола.
Это была такая развёрнутая, масштабная, очень ярко иллюстрированная презентация на тему «Санкт-Петербург сегодня. Какой город мы строим и создаём сейчас? И какой город мы передадим нашим следующим поколениям?» Куда плывёт этот величественный корабль, имя которому Санкт-Петербург?
Всё проходило в БКЗ «Октябрьский», который вмещает более 3-х тысяч зрителей. И учитывая то, что действующий губернатор Александр Беглов уже заявил о том, что по просьбе общественных организаций и при поддержке президента Владимира Путина он готов идти в качестве кандидата на предстоящие губернаторские выборы, многие эксперты уже расценили этот отчёт как некий прообраз его предвыборной программы. Большой, серьёзной и глубоко проработанной программы. Выступление Александра Беглова шло 3 часа — это впервые в практике губернаторских отчётов. Но даже после этого некоторые эксперты ворчали — нам не хватило информации, нужно ещё больше каких-то акцентов и вопросов. Но чтобы хотя бы на одну сотую раскрыть эту тему — Санкт-Петербург 21-го века — потребуется не три, а три тысячи триста три часа. Если не больше.
Поэтому давайте попробуем остановиться на том, что сказал губернатор, и проанализировать его отчёт с точки зрения жителей нашего города. Ведь это наш город. И нам в нём жить. И мы хотим знать, какой город мы строим сейчас. Давайте послушаем, что нам ответил Губернатор на наши вопросы».
Это был не отчёт. Это был взгляд. Взгляд в будущее Петербурга. Какой город мы строим сейчас? И каким мы его передадим следующим поколениям? Чтобы понять, куда идти дальше, надо обозначить точку отсчёта: а где мы сейчас? Более 320 лет существует наш город, и каждое поколение дополняло его развитие, его движение вперёд. От первых домов и булыжных мостовых петровской эпохи до суперсовременных инновационных технологических кластеров сегодняшнего дня. И это всё делали мы — петербуржцы.
Александр Беглов во время своего выступления неоднократно останавливался на этом тезисе — сейчас город создаёт и строит не правительство, не губернатор. Этот город строим и создаём мы — петербуржцы. И главное — что сделано за эти пять лет. Пять лет — это мгновение для трёхвековой истории города. Пять лет — и пять главных задач.
Первое — это увеличение бюджета более чем в два раза: с 500 миллиардов до более чем одного триллиона рублей. И это важно, потому что это наш общий семейный кошелёк большого города.
Второе — ликвидирован дефицит социальной инфраструктуры. Отчасти за счёт жёсткого требования к застройщикам, чтобы они сами строили социальные объекты. Сначала поликлиники, сады и школы. А потом — жилье. И к этому добавили бюджетные адресные инвестиционные программы. До конца этого года в общей сложности будет построено 400 социальных объектов: школы, детские сады, поликлиники. 400 объектов — это социальная инфраструктура среднего европейского государства.
Третье — Петербург продолжил своё развитие как крупнейший промышленный и научно-технический кластер. Со времён Ленинграда мы сохраняем этот статус. И сейчас его никому не отдаём. Судостроительные верфи в буквальном смысле «завалены» заказами на 5 лет вперёд. На бывших площадках японских автомобилестроителей уже создаётся крупнейший центр по российском производству машин. Мы — фармацевтическая столица страны. До 60 процентов всех отечественных лекарственных препаратов делают у нас, на берегах Невы. А ещё промышленный Петербург — это тяжёлое машиностроение, производство турбин, тракторов, кораблей, ледоколов. Это наш Петербург, в котором мы живём и который мы строим.
А ещё мы впервые в 21-м веке приняли генплан — на 50 лет вперёд! Это Градостроительная конституция Петербурга. И самое важное — в ней сохранены зоны для научного и технического развития города. Жилых застроек, как это было, например, с заводом «Светлана» или с территорией бывшего Варшавского вокзала, по этому новому генплану больше не будет. Город сможет сохранить свою петербургскую уникальность. Петербург как феномен, а не как территория для застройки жилыми корпусами.
Но самое важное — это пятая задача. Мы смогли сохранить все условия и возможности для движения вперёд. Несмотря на суровое испытание пандемией, тотальную изоляцию и санкционную войну со стороны запада, мы идём вперёд. Мы научились рассчитывать только на самих себя. И теперь открывается горизонт нового Петербурга — Петербурга 21-го века.
Уже идёт строительство широтной магистрали скоростного движения, которая, как и ЗСД в своё время, избавит город от транспортной петли. Впервые за всю историю современного Петербурга появятся новые разводные мосты. Утверждён план строительства Пулково-2. Сегодня мы принимаем 10 млн пассажиров в год. А с Пулково-2 эта цифра будет в два раза больше. Петербург как окно в Россию, как окно в мир. Строительство высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург — Москва сделает поездку до столицы по времени такой же, как мы сейчас ездим до Выборга или Сиверского. Это скорость, которая поменяет не только Петербург и Москву, — она изменит всю страну.
А ещё мы продолжим мечту Петра Первого. Петербург как крупнейший морской кластер. Появится самая большая в стране марина с круглогодичными бассейнами. Паруса, яхты, гостиницы, центр водных видов спорта. И этот огромный, по сути, город в городе, который будет развёрнут на берегу Финского залива в районе Горской, станет живым воплощением идеи отца-основателя: Петербург — это море!
Но самое важное — это не только мегапроекты. В первую очередь, это наши дети. И теперь в нашем городе они будут ходить в бесплатные детские сады. И это тоже станет приметой нашего современного Петербурга.
Вот такой город мы сейчас строим. И в таком Петербурге мы сейчас живём. Мы знали об этом. Губернатор в своём отчёте смог лишь чуть более подробно его показать. И этот Петербург будущего — не мечта. Это реальность, которая имеет уже свой утверждённый план, источники финансирования, параметры бюджета и сроки реализации.