ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«На днях в Смольном губернатор наградил всех очевидцев, которые бросились в воду, чтобы попытаться спасти людей из упавшего в реку пассажирского автобуса. Александр Беглов подчеркнул, что в Петербурге есть особая награда — знак отличия «За доблесть в спасении». Ее вручают тем, кто проявил мужество и самоотверженность, спасая людей. И это мы — петербуржцы. Никто даже ни на секунду не задумывался над тем, что делать. Все они бросились на помощь.
Напомню, что сейчас и водитель автобуса, и директор компании перевозчика задержаны. И когда появится официальная информация о причинах этой трагедии, мы обязательно расскажем о них подробно и детально.
А пока давайте поговорим о том, что эта трагедия на Мойке наглядно показала, насколько непредсказуемо может повернуться судьба. И мы должны быть готовы к любой экстремальной ситуации, любому чрезвычайному происшествию. Помните, были в советское время такие плакаты, посвящённые вопросам безопасности? Они назывались «Это должен знать каждый». Чаще всего никто на них не обращал внимания. Но, как показала жизнь, это абсолютно неправильно. Ведь за сухими и официальным строчками инструкции по безопасности можно, порой, найти ответ на главный вопрос — как спасти жизнь.
А что делать, если ты оказался в экстремальной ситуации? Мы сейчас вам покажем сюжет на эту тему. Не дай бог, чтобы эти навыки вам пригодились. Но если вдруг что-то случится и если хоть один из этих уроков кому-то поможет в чрезвычайной ситуации, то уже можно считать, что свой хлеб журналистов мы едим не зря. Наталья Медведева проведёт соответствующий инструктаж».
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Автобус — самый популярный вид наземного городского транспорта. Как часто мы, пассажиры, задумываемся о том, что он может оказаться в экстремальной ситуации. И знаем ли вообще, что делать в таком случае. А ведь от наших действий может зависеть наша жизнь».
Безопасность в общественном транспорте — это, в первую очередь, ответственность водителя. Объясняет Антон Абрамов. Он управляет автобусом уже 10 лет. Показывает: в кабине водителя обязательно — огнетушитель, две аптечки, кнопка аварийного открытия дверей.
Но и мы, пассажиры, тоже в ответе за свою безопасность. Зашли в автобус — возьмитесь за поручень. На всякий случай проверьте, где аварийные выходы. Есть несколько способов экстренно покинуть автобус. Первый и самый простой. Пассажиры могут вручную открыть двери.
Если двери заблокированы, можно разбить стекло молотком. Каждое окно без форточек — потенциальный аварийный выход. А если автобус упал на бок, выходим через люк.
Раз в сезон водители проходят инструктаж, как действовать в опасных ситуациях. Пассажирам для своей же безопасности важно запомнить несколько простых правил.
Как только вы зашли в автобус, сядьте на свободное место или займите устойчивое положение стоя. Держитесь за поручень. Затем осмотритесь, проверьте, где находятся аварийные выходы и специальные молотки. В случае аварии как можно скорее покиньте автобус. Если двери заблокированы, разбейте окна или откройте по инструкции аварийный выход.
В опасной ситуации надо действовать быстро и четко. И как можно скорее найти выход. Как это сделать, покажем на примере микроавтобуса. По легенде, произошла авария. Ремень заблокирован. Отстегнуться не получается Что делать? В МЧС советуют: хранить в машине стропорез. На случай непредвиденных ситуаций.
АНДРЕЙ ЛИТОВКА, начальник управления информации и связи с общественностью Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу:
«Это не комплектация автомобиля. Это рекомендация. Чтобы он был. Стропорез. У него двойная функция. Первая. Разрезать ремень безопасности себе, близким, детям в первую очередь. После чего можно этим же стропорезом разбить стекло».
Ваши действия, если транспортное средство попало в экстремальную ситуацию. В первую очередь важно успокоиться. Выбрать путь эвакуации. Если двери заблокированы, разбить стекло. Выбраться самому и помочь тем, кто не может сделать это самостоятельно. Отойти на безопасное расстояние, оценить состояние пострадавших. И только потом позвонить в службу спасения (112).
Пока едут спасатели и скорая, не теряйте время. Если у вас нет травм и вы в безопасности, постарайтесь помочь пострадавшим. Человек не двигается, проверьте — в сознании ли он. Возьмите пострадавшего за плечи, аккуратно встряхните, задайте односложный вопрос «Вам нужна помощь?». Ответа нет — значит, нужна.
Важно оценить дыхание по принципу «вижу, слышу, ощущаю». Человек не дышит — делаем непрямой массаж сердца. Если нет лицевых экранов, мы делаем только 30 компрессий. Без искусственного дыхания. Своя безопасность превыше всего. Не бойтесь повредить грудную клетку пострадавшего. Главное — сохранить человеку жизнь. Делать массаж сердца, пока не приедет скорая.
Любое транспортное средство — источник повышенной опасности. Причины могут быть разные. Невнимательность, нарушение правил, стечение обстоятельств. Даже отказ рулевой и тормозной системы.
Отказ руля или тормоза случается очень редко. Если только водитель не обслуживает автомобиль. Говорит Василий Грахов, тренер по экстремальному вождению.
ВАСИЛИЙ ГРАХОВ, директор автошколы водительского мастерства, тренер по экстремальному вождению:
«Все машины двухконтурные. И если произошла протечка, прожимая тормоза, мы все-таки сможем остановиться за счет рабочего тормоза. Несколько раз. Она должна схватиться и начать тормозить».
Остановить машину можно и вручную. Но это не быстро. Нужно место для маневра.
Техника безопасности на транспорте. Это теория. Её важно знать, помнить. А главное — вовремя применить. Сухая формулировка и несложные правила могут сохранить нашу жизнь. В экстремальной ситуации счёт идёт не на минуты — на секунды.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И в продолжение темы, насколько непредсказуема может быть наша жизнь. Тем более жизнь человека в большом мегаполисе. Вот кадры одной из самых страшных трагедий на транспортных линиях Ленинграда. Это декабрь 1937 года. Тогда на лед Фонтанки возле дома №16 упал переполненный троллейбус модели ЛК-5. Он пробил лед, погрузился в воду на три четверти и затонул колесами вверх. В салоне находилось 50 человек, 13 из них погибли. Расследование вели сотрудники рабоче-крестьянской милиции Ленинграда. Оно длилось почти месяц. Выяснилось, что троллейбус ехал со скоростью 30 – 35 км в час, превышая указанные на тот момент в правилах дорожного движения предельные 15 км в час при обледенении. Причиной аварии стала ветхая с заплатами покрышка правого переднего колеса, которая лопнула во время движения, вследствие чего было потеряно управление транспортным средством. При разрыве покрышки водитель, работавший к тому моменту на этой работе всего 3 месяца, не смог справиться с управлением и не применил экстренного торможения. Троллейбус занесло и выбросило через ограждения в реку. Уголовное дело было передано в органы НКВД для вынесения обвинительного заключения. 28 января 1938 года к расстрелу военным трибуналом ЛВО были приговорены 7 подозреваемых. На следующий день приговор был приведён в исполнение. 20 мая 1938 года Ленсовет выпускает постановление о запрете дальнейшей эксплуатации троллейбусов ЛК-5 и списании их с баланса с последующей разделкой на годные запчасти».