ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:

Исторический центр Петербурга, прекрасный особняк в духе итальянского палаццо и никакой рекламы — идеальные условия для съёмок фильмов, подумали киношники. И вот уже больше 40 лет по адресу Миллионная улица, дом 36, снимают не только сериалы, но и полный метр.

АЛЕКСЕЙ ЕМЕЛИН, заместитель директора Российского государственного архива Военно-Морского флота:

Архив находится в центре города, напротив атлантов, поэтому всё, что снимается в районе атлантов, архив попадает в кадр. Например, в 1987 году Никита Михалков снимал «Очи чёрные», и Марчелло Мастроянни снимался как раз на фоне нашего здания.

В историческом детективе «Воскресенский» архив превращается в полицейский участок. В сериале «Седьмая симфония» — играет роль Отдела записи актов гражданского состояния. Впрочем, на пороге этого статного особняка авторства архитектора Месмахера киноделы надолго не задерживались, частенько заглядывая с камерой и внутрь здания.

ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:

Первая кинолокация встречает нас ещё на входе, а точнее, в гардеробе, который сегодня занимает нижний ярус настоящей ротонды.

От лестницы-ротонды лучами расходятся коридоры, по одному из них вслед за героиней Марии Порошиной направляемся в святая святых архива – старинное хранилище.

АННА ЛИСИЦКАЯ, главный специалист отдела научно-справочного аппарата Российского государственного архива Военно-Морского флота:

Это одно из излюбленных мест режиссёров детективного жанра. Вот такие шкафы производства Сан-Галли создают неповторимую атмосферу напряжение у всех зрителей. В частности, здесь снимался архив МВД.

Сам же архив несмотря на свой строгий, стройный вид ни к системе МВД, ни к Военно-Морскому флоту ведомственной принадлежности не имеет. А вот работали с документами и бережно хранили историю в этих стенах всегда. Отсюда и неповторимая атмосфера прекрасной старины.

АННА ЛИСИЦКАЯ, главный специалист отдела научно-справочного аппарата Российского государственного архива Военно-Морского флота:

Режиссёр, увидя вот эти наши не совсем новые шкафы, подумал, что это часть интерьера. И стоило больших усилий объяснить съёмочной группе, что это по-настоящему рабочий каталог, что он используется нашими исследователями, сотрудниками для получения информации. Поэтому переставлять ящики и тем более передавать в нём карточки очень опасно, потому что можно всю эту информацию потерять.

ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:

Ну и какой же кинодом без настоящего киноподвала. Сгустить краски или создать леденящую кровь атмосферу киношники, уверена, пытались здесь неоднократно, ведь сам антураж места этому способствует.

АННА ЛИСИЦКАЯ, главный специалист отдела научно-справочного аппарата Российского государственного архива Военно-Морского флота:

Наше подвальное помещение как нельзя лучше подходит для съёмок революционных фильмов. В частности, здесь снимался фильм «Контрибуция», хотя это, скорее, детектив.

ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:

Кажется, в здании Государственного архива ВМФ отснят уже каждый сантиметр пространства, но на этой винтовой лестнице, например, киношников ни разу не встречали, а значит, есть куда ещё устремить полёт фантазии.