АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мы продолжаем вспоминать историю знаменитого Мариинского дворца в Петербурге, который находится на Исаакиевской площади. Мы находимся в Федеральных выставочных залах Российского государственного исторического архива. За моей спиной как раз можно увидеть гравюры и портреты с изображением императора Николая I вместе со своей старшей и любимой дочерью Марией. Мариинский дворец, как известно, был свадебным подарком папы дочери, где Мария Николаевна впоследствии поселилась вместе со своим супругом. Дворец для неё был специально построен и, соответственно, в честь неё и получил название Мариинский. О том, как строился этот дворец и как он в принципе появился на Исаакиевской площади, мы продолжаем разговор с куратором выставки Татьяной Богдановой. Татьяна, я вот уже коротко рассказал историю, о том, что это был свадебный подарок. А что было на этом месте до того, как архитектор Андрей Штакеншнейдер построил свой великий Мариинский дворец.

ТАТЬЯНА БОГДАНОВА, заместитель начальника Отдела информации и научного использования документов РГИА:

Ну вообще, площадь, она имеет свою давнюю историю. Как мы помним, Синий мост был построен ещё в 1737 году. Площадь около Мариинского дворца будущего называлась в своё время и Торговый, крепостных крестьян продавали на ней. Ну а земля принадлежала многим дворянам. А в начале 60 годов XVIII века там стоял деревянный дворец графа Чернышёва, но он решил этот дворец перестроить уже в камне. И был построен дворец по проекту Валлен-Деламота. Но Чернышёв вёл такой образ жизни, очень не по средствам, умирает в долгах, его сын пытался дворец сохранить, сдавал его в наём, и в 1815 году он в итоге его закладывает в банк. Из банка его приобретает Департамент уделов. Когда встал вопрос о том, что надо выбрать место для строительства дворца, будущего подарка, именно император выбирает этот дворец и решает его перестроить. В фондах нашего архива сохранился подлинный чертёж генерального плана за подписью Штакеншнейдера, и здесь как раз резолюция министра Императорского двора Волконского, что этот генеральный план высочайше утверждён 10 февраля 1840 года.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

То есть он понравился Николаю I?

ТАТЬЯНА БОГДАНОВА, заместитель начальника Отдела информации и научного использования документов РГИА:

Он понравился.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Татьяна, давайте с вами совершим прыжок во времени. Условно говоря, мы вспомнили Штакеншнейдера. Но со временем, дворец оказался опять вновь в казне, он был выкуплен уже назад при Александре III. И тогда уже туда въезжает Государственный совет.

ТАТЬЯНА БОГДАНОВА, заместитель начальника Отдела информации и научного использования документов РГИА:

Это было в 1884 году. Был специальный указ, сам состав Государственного совета был изменён, было решено увеличить до 196 человек. Естественно 200 человек в помещении ротонды поместится уже не могли, было решено пожертвовать Зимним садом Марии Николаевны и построить общую залу. Был объявлен конкурс, участвовали 4 архитектора: Хренов, Шестов и Гун, помимо Бенуа, который победил. Он тоже не с первого раза победил. Вот эти чертежи неосуществлённых проектов они сохранились у нас. Сохранился такой интересный у нас поперечный разрез зала Мариинского дворца архитектора Хренова. И вот такой тоже соответственно фасад.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Как театр!

ТАТЬЯНА БОГДАНОВА, заместитель начальника Отдела информации и научного использования документов РГИА:

На Мариинский чем-то издалека, да, похож.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Такое подражание Кавасу. В итоге, получается, победил проект Бенуа, его мы можем до сих пор наблюдать. Это уже прошло 100 с лишним лет, получается. И там вновь заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Спасибо большое, Татьяна.
Друзья я лишь напомню, что выставка в выставочных залах Российского государственного исторического архива работает до 27 июня, поэтому смело можно прийти познакомиться, погрузиться в историю, а потом закрепить это всё и на специальных экскурсиях в Мариинский дворец. Всё, естественно, по предварительным записям коллеги.