В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Гилёва, психолог.
Василий Киров, ведущий: По данным МЧС, в России ежегодно около 1 000 детей выпадают из открытых окон и получают тяжелые травмы. Более 100 происшествий заканчиваются трагически. Мы сегодня уже говорили о том, как сделать наш дом безопасным, чтобы уберечь детей от этих падений. Такими средствами являются специальные замки и стеклопакеты с безопасным режимом проветривания.
Ксения Бобрикова, ведущая: Сейчас же мы обсудим, как усмирить детскую любознательность и научить ребёнка оценивать риски. Почему детей тянет к окнам, и в каком возрасте у них формируется чувство страха?
Татьяна Гилёва, психолог: В данном случае не чувство страха отвечает за это, а восприятие пространства. Очень важно понимание того, что за окном ничего нет. В случае, если мы усмирим полностью детскую любознательность в малом возрасте, то, скорее всего, мы получим подростка, который будет лежать и ничего не хотеть. Поэтому важно родителям держать баланс между тем, чтобы вот эту поисковую, исследовательскую активность ребенка поддерживать. Ведь его развитие — это залог его будущей мотивации. С другой стороны, необходимо обеспечить безопасную среду. Для этого использовать специальные средства, которые будут закрывать окна, и ввести границы, что на подоконнике нельзя сидеть и играть.
Василий Киров, ведущий: Часто родители сами подносят ребёнка к окну и акцентируют его внимание на том, что находится за окном. Правильно ли это?
Татьяна Гилёва, психолог: Сложный вопрос, потому что детское развитие часто происходит за счет зрительного восприятия. Ребёнок учится от родителей и окружения. Ответственность родителя в том, чтобы отслеживать свое поведение и проговаривать ребёнку это. Объяснять, что прежде, чем переходить дорогу, необходимо посмотреть по сторонам.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как объяснить ребенку опасность открытого окна и не напугать его?
Татьяна Гилёва, психолог: Все дети разные, и сложно подобрать универсальный рецепт. Тут важно понимать, что мы с детьми более младшего возраста можем рассказывать сказки, истории. Можем говорить таким образом об опасности, которая, возможно, рядом, но не особо заметна. Когда взрослый сам сильно напряжён в этой теме, напуган и становится очень эмоциональным для ребенка, это уже маркер, что тут происходит что-то интересное и внимание ребёнка переключается в ту сторону. Поэтому и говорю, что взрослые отвечают за среду, и она должна быть безопасна до тех пор, пока ребенок не способен анализировать и действовать. С ребёнком важно разговаривать об опасности, и не один раз.
Василий Киров, ведущий: Есть ли возрастные границы, когда у ребенка начинается осознание?
Татьяна Гилёва, психолог: До определенного момента ребёнок в нормо-типичном развитии слушает родителей, и то, что родитель говорит, для него это правильно. Далее мы начинаем показывать смыслы через истории, сказки. К младшему школьному возрасту мы уже можем объяснять на примерах, соблюдая грань между запугиванием и криминальными сводками.
Василий Киров, ведущий: Как правильно объяснить, не переходя на повышенные тона?
Татьяна Гилёва, психолог: Можно задавать вопросы ребёнку по типу: «Знаешь ли ты, почему опасно подходить к окнам?». В таком случае мы поворачиваем установку таким образом, что ребёнок сам перерабатывает информацию, и мы продолжаем говорить на эту тему. Беседу можно подытожить тем, что волнуемся, любим и что ребенок ценен для нас. С детьми чуть постарше, для которых уже важно признание своего авторства, можно придумать ситуацию: «Как он может рассказать другим детям о том, почему нельзя находится на подоконнике и открывать окна». Такой вариант встраивается, и больше шансов, что он про это вспомнит.
Василий Киров, ведущий: Можно же еще порисовать на эту тему?
Татьяна Гилёва, психолог: Творчество всегда помогает встроить в нас важную информацию.