В гостях у программы «Утро в Петербурге» Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной».
Николай Растворцев, ведущий: В преддверии Дня Великой Победы мы вновь вспоминаем подвиг блокадного Ленинграда. Не случайно именно наш город за мужество и героизм своих жителей первым из городов Советского Союза получил высокое звание Города Героя.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Мы знаем, что вы много лет занимаетесь этой темой, изучением темы блокады Ленинграда и, конечно, фокус вашего профессионального внимания сосредоточен на городе на Неве. Но недавно вы обратились и к военному наследию пригородов и первым стал Павловск. Почему выбор пал именно на этот дворцовый пригород Петербурга?
Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Много времени я провожу за изучением архивных документов, но для меня всегда было и остается самым важным это общение с людьми. Я люблю встречаться с жителями блокадного Ленинграда и с жителями пригородов Ленинграда во время войны. Несколько лет назад я записала очень интересное интервью в подвалах Исаакиевского собора. Интервью было с Генрихом Вейсом. Генрих Вейс провел первую блокадную зиму, самую страшную, вместе со своими родителями в подвале Исаакиевского собора. Его отец Николай Вейс был методистом, он возглавлял методический отдел Павловского дворца, а мама была экскурсоводом в Павловске. Она в день объявления войны проводила последнюю экскурсию и когда в группе началось перешептывание, она услышала слово «война». То есть таким образом узнали о войне. Я вдохновилась историей этой семьи, и захотела снять проект, который расскажет о судьбе жителей пригорода Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Николай Растворцев, ведущий: Подкрепляют факты семьи Вейс и интервью, которое вы взяли, новые фотографии в вашей коллекции. Каким Павловск предстает на этих черно-белых кадрах? Чем уникальны эти снимки?
Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Эти снимки уникальны тем, что они показаны в первый раз. Фотографии из архива архитектора Давыдова Сергея Николаевича, который в 1944 году стал главным архитектором Ленгорисполкома, и он был членом комиссии по изучению и составлению отчета об ущербах, которые нанес немецко-фашистский захватчик. Такие фотографии, которые действительно раньше нигде не были опубликованы, это из личного архива фотографии.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Уникальные кадры вы находите не только на территории нашей страны. С точки зрения происхождения, я знаю, что буквально на днях вы получили снимки из немецкого архива. Для чего вам нужно сопоставлять эти фотоданные и как будете работать с ними?
Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Да, действительно, в моей коллекции уже около 50 фотографий из немецкого архива. Для меня важны эти фотографии тем, что на них запечатлены последние, можно так сказать, минуты жизни наших дворцов до разрушения. Дата очень часто стоит зима 1943 года. Не знаю, январь 1943 или декабрь 1943, это страшные страницы нашей истории и Павловска, и пригородов. Но мне кажется, что их нужно вставлять и в фильм, то есть нужно показать все равно, каким Павловск был и во время оккупации — это тоже очень важно.
Николай Растворцев, ведущий: Как вы выстраиваете работу после того, как вы получили кадр? Где ищите подтверждение тех или иных фактов, догадок, того, что можно увидеть и разглядеть на этих редких снимках?
Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Вы знаете, я вчера разговаривала с Генрихом Вейсом, и он поделился со мной контактом женщины, которая была ребенком. После блокады, после освобождения Павловска, она была дочерью реставраторов. На следующей неделе я записываю с ней интервью, то есть это не просто будут черно-белые фотографии, которые подкреплю какой-то внизу информацией, а мне хочется всегда оживить эти фотографии. Я еду в Павловск на следующей неделе для того, чтобы сделать как коллаж. Что было, какое было разрушение и как отреставрировали и, конечно, интервью с дочерью реставраторов, мне кажется, составит полную картину происходящего. На территории Павловского парка стояли деревянные домики, в которых жили реставраторы со своими семьями. Кстати, очень многие пошли по стопам родителей, и я знаю, что есть несколько поколений, которые продолжают заниматься реставрацией тоже в Ленинградской области.
Николай Растворцев, ведущий: Какие личные истории вам присылают, чтобы вы сделали эти истории достоянием?
Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Знаете, для меня очень важна обратная связь, и я всегда публикую обратную связь, воспоминания. Мне присылают иногда просто по электронной почте копии рукописных воспоминаний о блокаде. Иногда высылают брошюры, которые составляли, то есть прям печатные брошюры, 30-50 экземпляров. Мне так хочется, чтобы не 30-50 человек, то есть не только близкие человека, который написал эти воспоминания, а как можно больше людей прочли, увидели, может быть, благодаря моим соцсетям, моим фильмам, именно историю из первых уст, то есть историю от свидетелей тех событий.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Ваш пример мотивирует ли на исследовательскую деятельность, возможно, петербуржцев, потомков тех, кто жил в блокаде?
Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Мне хочется верить, что это так.
Николай Растворцев, ведущий: Ваш фильм, о котором мы говорили и в прошлом году, и позапрошлом, когда вы появлялись в нашей студии, он не просто снят и лежит где-то в интернете, а благодаря Всероссийскому фестивалю, бесплатно показывается больше сотней площадок, верно?
Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Да, действительно, 2 мая состоялась московская премьера фильма в рамках Международного фестиваля «Правильное кино». Сейчас более чем на 120 площадках можно посмотреть мой фильм бесплатно и в ближайшие дни в Санкт-Петербурге в военно-медицинском музее тоже будет показан фильм.