В Михайловском замке открылась первая в истории монографическая выставка Ивана Вишнякова «Живописных дел мастер», посвящённая самобытному портретисту, иконописцу, педагогу, более двадцати лет возглавлявшему Живописную команду Канцелярии от строений.
Из обширного наследия художника до нашего времени сохранилось немногое, огромную ценность представляют десять сохранившихся портретов кисти мастера. Ему позировали Фёдор Николаевич Голицын, Вильгельм Георг ФЕрмор, императрица Елизавета Петровна.
Из десяти представленных портретов Вишнякова только два подписаны — супругов Тишининых. Они служат эталоном для определения других его произведений. Хотя, как отмечают сотрудники Русского музея, перепутать его стиль с другими невозможно.
«Когда люди приходят в Русский музей, идут по старой части экспозиции, где представлены произведения XVIII-XIX веков, я не знаю человека, который не задержался бы перед портретами Сарры-Элеоноры и Леонарда Фермор, принадлежащих Русскому музею, явно демонстрирующих очень сильную значимую и своеобразную художественную индивидуальность. Это удивительное сочетание и новое для этого времени. Для 40-х годов XIX века — это сочетание исконной традиции и такого индивидуального эмоционального вчувствования, потому что, с одной стороны, это, казалось бы, портреты людей, застывших в определенных ритуальных позах, это как целесообразные отблески или отгласы и того, что мы называем парсуной, то есть того вида искусства, который ведет свою традицию еще от иконописей», — сказал Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе.
Занимался Вишняков и иконописью. Зрители впервые увидят на выставке семнадцать образов, созданных им для иконостаса Троицкой соборной церкви. Увидеть работы Вишнякова можно и во Владимирском соборе, там сохранился иконостас 1747 года, переданный из Аничкова дворца, а также отдельные образа в церкви Воскресения Христова в Царском Селе. Все остальные работы художника считаются утраченными.