Год богат юбилеями. В их числе 100-летие со дня рождения Виктора Петровича Астафьева, классика нашей литературы, одного из тех, еще нескольких, равновеликих, что в прежние времена называли «деревенщиками». Обобщение, шире которого лишь просторы страны, ее обычный уклад жизни, где авторы искали свои темы и героев, за что их хвалили и упрекали. С одной стороны — народное, подлинное возвращающее к корням, а с другой — тоска по уходящей натуре. «Молчал, задумавшись и я, привычным взглядом созерцая зловещий праздник бытия, смятенный вид родного края» — слова Николая Рубцова, Астафьев сделал эпиграфом к книге «Царь- рыба». Она, да и все его книги были действительно об одном — как странно сочетаются в человеке собственно человеческое и звериное. Почему-то считают, что это легче сделать на примерах из «бедной повседневности» — так это называли. Но эта «подлинность» жизни — как у Гоголя — ничем не отличается от самой безумной фантастики. И то, и то — приёмы, краски, которыми мастера добиваются подлинности рассказа. Виктор Астафьев был великим рассказчиком, многоголосым. И об этом, кажется, спектакль в ТЮЗе , там «Царь-рыбу» впервые поставили на сцене. Впечатления Павла Богданова.