Историческая, в том числе и для балета выставка, состоялась 15 апреля 1874 года в Париже. Самая первая выставка импрессионистов. При том, что из почти двух сотен выставленных картин с балетом связана была лишь одна — «Балетная репетиция на сцене» Эдгара Дега. Знаменитая вещь известна в трёх авторских версиях, помимо той, что хранится в Музее Орсе, еще две – в нью-йоркском Метрополитен. Знаменитая, потому, что это — чуть ли первая, где балет предстает в своей прозе, буднях и трудах, вдали от великолепия. Работа почти публицистическая, сатирическая. Даже сейчас, взгляните, часто такое публикуют? Сумбур на сцене, хореограф развалился в кресле. Танцовщицы слева скучают — одна откровенно и широко зевает, другая извернулась, чтобы почесать спину. Все это лучше видно на пастели, искусствоведы спорят: почему первую версию картины художник сделал монохромной? Говорят, что он готовил гравюру, но кто-то считает это частью высказывания — безыскусность и серость обстановки, в которой рождается искусство. При том, какое внимание сам автор уделил деталям, образу каждой из танцовщиц предшествовал эскиз, да что там — даже грифы виолончелей… Две картины других импрессионистов, но с той самой первой выставки, к ее 150-летию — сейчас экспонируют в Эрмитаже. И у нас редкая возможность так же вдумчиво в них вглядеться в деталях.