В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Полина Будникова, эксперт по недвижимости.

Дарина Шарова, ведущая: Впереди сезон отпусков, кто-то уже наверняка бронирует номер в отеле, кто-то предпочитает снять квартиру или домик у частника.

Михаил Спичка, ведущий: Идея эта действительно неплохая: бюджетно, по-домашнему, без шведских столов и назойливых горничных. Но и здесь есть свои подводные камни. Одна из хитростей, с которыми, к сожалению, многие сталкивались — это когда недобросовестные владельцы выставляют фотографии уютных квартир с красивым видом, а в итоге приглашают гостей в старые стены с плохими условиями. Встречается ведь такое?

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: К сожалению, да.

Дарина Шарова, ведущая: Можем ли мы как-то заранее распознать по фотографиям или по каким-то другим признакам, что это недостоверная информация, как себя уберечь от такой ситуации?

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: Заниматься бронированием на больших агрегаторах, на сайтах, с которыми мы заключаем как клиент договор, которые могут выступать третьей стороной и защитить нас в этом случае. Если брать частные сайты, то тут есть риски, что нам могут не вернуть деньги в случае, если нам что-то не понравится.

Дарина Шарова, ведущая: На стадии пока еще бронирования, пока мы только выбираем квартиру или дом, как не попасть на эту уловку?

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: Первостепенно, конечно, стоит посмотреть отзывы. По отзывам уже понять примерно, что там происходит. Конечно, бывает, что отзывы тоже куплены. Если хороший клиент, который вам предлагает услугу, он может с вами согласовать видео. То есть вы можете попросить, чтобы он снял вам видео о жилье, в котором вы собираетесь проживать. В идеале еще, чтобы он сказал дату, либо ваше имя, то есть, чтобы это было именно видео, по которому вы понимаете, что было снято для вас, именно вашего жилья.

Михаил Спичка, ведущий: Что делать, если мы приехали и условия, которые мы наблюдаем не соответствуют тому, что нам предлагалось на расстоянии?

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: Мы можем, конечно, запросить деньги обратно. Плюс ко всему, в большинстве случаев всегда оплачивается сначала первый день, и далее уже по факту оплачиваются все остальные дни, когда мы приезжаем. Опять же, это условия разные, нужно подбирать, какие вам будут удобны. Оплата по факту тоже существует. В случае, если жилье не подходит под ваши запросы, можно от него отказаться и попросить возврат. Но вопрос, будет ли другое жилье, если вы уже приехали по месту. От этого риска очень сложно себя как-то застраховать в случае, если вы не попросили видео, не посмотрели отзывы.

Дарина Шарова, ведущая: Мы нашли в социальных сетях видео, место действия- Вьетнам, чтобы было понятно. В жилье, которое сняли окна и балкон выходят на кладбище. Как быть в таких ситуациях? 

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: Однозначно освещать это, как сделал на видео молодой человек. Снять видео, написать отзыв и попросить возврат денежных средств и переехать в другое жилье.

Дарина Шарова, ведущая: Стоит ли давать хозяину жилья залог, и как делать это правильно, чтобы не потерять свои деньги? 

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: Я всегда советую всем снимать видео своего номера, либо жилья, куда они заезжают в день заезда. То же самое делают и с арендными машинами, то есть, когда мы получаем что-то, снимаем в том формате, в котором мы это получили. Далее при выезде, конечно, можно показать, что в ту дату это уже было, что-то не работало, либо где-то были какие-то недочеты. В большинстве случаев частники берут залоги, и это нормальная практика. Если снимать через агрегатор, через определенные службы, то там они выступают третьей стороной, которая защищает и арендатора, и арендодателя. Следовательно, залог возвращается в случае двух сторон, соглашающихся, что все хорошо.

Михаил Спичка, ведущий: Имеет ли право хозяин жилья менять стоимость, например, при раннем бронировании назвать одну цену, а накануне вылета повысить ее?

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: Нет, не имеет. В случае бронирования подписывается договор оферты, либо договор аренды, если он прямой. Следовательно, там все эти данные прописываются, стоимость, количество ночей, и в случае изменения такой договор будет расторгнут.

Дарина Шарова, ведущая: Какой договор, если бронь происходит на сайте-агрегаторе? Каким образом мы можем к нему апеллировать в случае, если хозяин отказывается возвращать деньги?

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: Когда мы делаем бронирование, мы указываем свою почту и, следовательно, нам на нее приходит бронирование, там есть договор оферты, который подписывается автоматически при оплате, этого достаточно. То есть агрегатор выступает защищающей стороной как для нас, так и для арендатора.

Михаил Спичка, ведущий: В каких регионах выше риск столкнуться с таким обманом?

Полина Будникова, эксперт по недвижимости: Большие регионы, как Москва, плюс ко всему южные регионы: Сочи, Адлер очень часто делают некачественную рекламу. В итоге люди заезжают не в то жилье, которое хотят. Но сейчас все очень хорошо смотрят на отзывы. Плюс ко всему у кого-то есть какие-то друзья, которые находятся там и могут в этот момент приехать и посмотреть — это вообще идеальный вариант, если такая возможность есть. В Турцию чаще всего люди ездят пакетными турами, но тоже очень многие попадаются на то, что даже через турфирму, заказывая тур, в итоге попадают в отель, который не на второй линии, а на третьей, четвертой и пятой.