В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Александра Гридина, эксперт по туризму.

Дарина Шарова, ведущая: Апрель преодолел экватор, совсем скоро сирень, открытые веранды, сухой асфальт и, конечно, сезон отпусков.

Михаил Спичка, ведущий: Увы, просыпается не только природа, но и мошенники. Именно сейчас, когда многие россияне планируют летний отдых, они стали использовать так называемые туристические схемы. Количество жалоб на подобные звонки уже возросло на 30% по сравнению с началом года.

Дарина Шарова, ведущая: Давайте начнем с новинки сезона, это когда мошенники предлагают легкие деньги за оценку то есть, так называемый тайный покупатель. В чем подвох?

Александра Гридина, эксперт по туризму: На самом деле, конечно же, отелю для оценки его работы никакой тайный покупатель не нужен. Поскольку схема оценки отеля давным-давно отработана. В отели приглашают именно профессионалов отрасли. Например, это могут быть турагенты, которых приглашают на фам-трипы на сайт-инспекшны и так далее. Те люди, которые уже понимают, что должно быть в отелях, каким образом отель должен соответствовать, именно исходя из этих профессиональных параметров, они его оценивают. Поэтому если вы совершенно обычный человек, домохозяйка, ведущий новостей и так далее, вас приглашают в отель, вряд ли это может быть правдой. Есть еще второй случай, когда вас могут пригласить — это, например, когда вы развиваетесь где-то в социальных сетях, то есть вы блогер, и, соответственно, отель вас приглашает именно с точки зрения обмена аудиторией. Вы своей аудитории рассказываете, как вы классно отдохнули.

Михаил Спичка, ведущий: Но это новинка сезона, а самой популярной схемой у мошенников было и остается создание сайтов-клонов: авиакомпании, бронирование гостиниц, отелей и так далее. По каким признакам можно понять, что сайт фейковый?

Александра Гридина, эксперт по туризму: Я работаю в туризме примерно 13 лет, до этого еще 12 лет в индустрии гостеприимства, то есть в целом 25 лет. Скажу так, что с первого взгляда я не отличу сайт-клон от сайта не-клона. Есть один простой совет. На сегодняшний день законодательство в сфере туризма работает достаточно хорошо. Принято много законов, работает федеральный закон «О туризме» и так далее. Например, хорошие прозрачные компании проверяются тщательно. Я советую доверять в отдых профессионалам. Доверите отдых профессионалам, от них не попадете на деньги. Стоит отличить сайт-агрегатор, который собирает предложения от каких-то компаний и не является мошенническим, от именно сайта-клона, когда, например, сайт отеля переделывается под отель, но им при этом не является.

Дарина Шарова, ведущая: Как раз про сайт-агрегатор у нас есть вопрос из социальных сетей, потому что в интернете и на всевозможных форумах тоже активно обсуждается эта тема. Звучит он следующим образом: «Обратите внимание, что всегда есть очень заманчивые предложения — будьте очень аккуратны при покупке билетов на этом сайте. Два раза изменяла своим правилам покупать всегда на официальных сайтах авиаперевозчиков и всегда были очень привлекательные предложения на агрегаторе. Всегда за 3-4 недели сообщали об отмене рейса, и самое главное, со стоимости билета всегда снимают очень приличную сумму денег, объясняя, что это за посредничество! Я думаю, что это принцип их работы!». Насколько это вообще законно?

Александра Гридина, эксперт по туризму: Есть такая народная пословица — если третий муж бьет по морде, то, возможно, дело не в муже. Здесь примерно случай такой же, то есть кто-то пишет о том, что он всегда покупал на сайте, и каждый раз одна и та же ситуация. По идее, человека она должна была научить, но не научила ничему. Действительно, такие мошеннические схемы есть. Очень сочувствую тем людям, которые на них нарываются и опять-таки призываю бронировать через профессионалов туриндустрии. В случае переноса или отмены потребитель никак страдать не должен, поэтому, конечно же, это не его проблема. Снимать, что-то удерживать никто не имеет никакого права.

Дарина Шарова, ведущая: Какие существуют способы проверить прозрачность и честность своего билета?

Александра Гридина, эксперт по туризму: После покупки у вас появляется код бронирования, это шестизначный буквенно-цифровой код. Идете на сайт авиакомпании, проверяете, там все прозрачно: цена, полет, ваша фамилия, все должно совпадать. Если чего-то нет, то это, безусловно, повод задуматься.