В гостях у программы «Утро в Петербурге» Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук.
Николай Растворцев, ведущий: Страшная трагедия, которая произошла в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл» имени Муслима Магомаева, потрясла всех без исключения. Новостные программы, специальные выпуски, интернет, соцсети — все это было наполнено подробностями, комментариями, реакциями на теракт. Событие вызвало бурю самых разных эмоций и состояний. От сочувствия, сопереживания до ужаса и паники.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: К подобным событиям невозможно подготовиться заранее, и поэтому первая стадия после новости у всех может быть разная. У кого-то ступор, у кого-то шок, чувство стресса, паника. Может быть дрожь в конечностях. Что нужно делать, чтобы взять себя в руки и как помочь себе?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Реакция на подобные вещи у всех разная. Все зависит от особенностей реагирования нервной системы конкретного человека. Здесь есть простые приемы: рефлекторные, дыхательные, глазодвигательные. Они позволяют в таком моменте помочь самому себе, потому как мы не можем никому помочь, пока не справимся с собственными реакциями на стресс. Все дыхательные приемы связаны с двумя моментами. Первое — дыхание нужно сделать максимально глубоким. Второе — его нужно сделать диафрагмальным. Диафрагма — это самая крупная мышца человеческого тела, которая разделяет грудную и брюшную полость. Мы все дышим очень поверхностно, когда у нас стресс и дыхание учащается, оно становится еще более поверхностным. Наша задача — остановиться в этом моменте и максимально подышать животом. При возможности нужно лечь на твердую ровную поверхность, положить левую руку себе на грудную клетку, а правую — на живот. Можно на грудную клетку положить достаточно тяжелый и объемный предмет для того, чтобы запретить себе дышать грудью. Двигаться должна только брюшная стенка. Чем больше вы надуваете и сдуваете живот, тем активнее работает мышца, разделяющая грудную и брюшную полость — диафрагма. Она задействует веточки блуждающего нерва, который противостоит стрессу, потому что он возглавляет парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. При стрессе у нас активируется другой отдел — симпатический, когда из надпочечников выбрасывается адреналин и другие гормоны стресса, и мы все реакции, начиная с учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, оцепенения мышцы демонстрируем. Нам нужно это все нейтрализовать. Движения диафрагмы, максимальная ее прокачка активирует веточки блуждающего нерва и противостоит стрессу. Мы делаем брюшное дыхание глубоким, медленным. Вдох и выдох производим только через нос, для нас это наиболее безопасный тип дыхания. Он не позволяет быстро перенасыщаться кислородом и потом копить углекислоту за счет того, что многие делают это дыхание неправильным. Очень важно дышать непрерывно, плавно ликвидируем паузы между вдохом и выдохом. Возможно, при стрессе вы забудете про то, что нужно убрать паузы. За счет движения диафрагмы вы максимально быстро приведете себя в чувство. Его можно делать стоя, сцепив руки за головой, и эта поза поможет более эффективно идентифицировать движение диафрагмы.
Николай Растворцев, ведущий: Может ли привести к панике отсутствие информации?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Когда человек не получает информацию, у него теряется чувство контроля ситуации. Информацию нужно дозировать для себя и определить свой объем информации, который человек в состоянии усвоить. Есть люди, устойчивые к стрессу, а есть с очень лабильной психикой, которым информация нужна только в качестве заголовков.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как поговорить на эту тему с детьми?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Язык донесения информации должен быть понятен ребенку. Не нужно отягощать подробностями. При возникновении вопросов обязательно нужно отвечать. Вы должны транслировать: я рядом, я знаю, что делать, я знаю, как защитить тебя, себя, близких. Важно до ребенка донести алгоритм поведения, чтобы он мог при подобных ситуациях вести себя правильно и быстро.
Николай Растворцев, ведущий: Как правильно выражать в такие моменты слова поддержки?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Тут тоже существуют разные типы реакций на стресс. В любом случае держать это в себе невозможно. С человеком, который потерял близкого, важно быть рядом, тактильно показать, что он не один. Возможно, вас оттолкнут, это инстинктивная реакция. Очень важно быть рядом, дать ему помолчать, поплакать у вас на плече, поплакать с ним, разделяя невербально его горе. Фразы о том, что все будет хорошо, в этом случае неуместны. Вы не знаете, как данный человек проживает свое личное тяжелейшее горе. Телесные реакции намного более эффективны, чем разговоры. К разговору он будет готов намного позже, когда пройдет шок, ощущение нереальности происходящего, отрицания, нежелания признавать то, что происходит.
Николай Растворцев, ведущий: Что уместно, а что нет выставлять и писать в социальных сетях?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Человек начинает максимально быстро освобождаться от реакций, связанных с шоком, с переживанием ужаса, если он делает что-то хорошее для других. Поэтому у нас выстроились очереди в Москве, Подмосковье, других городах в донорские пункты. Более 5 000 человек стояли часами в такую неприятную погоду, никто не ушел, потому что есть чувство сопричастности. По этой же причине люди приносят цветы и игрушки. Человек действием показывает, что не остался в стороне. Написать можно что угодно, но тут нужно подумать, не ранят ли ваши слова кого-нибудь. Я говорю про людей, у которых под маской страха часто проявляется гнев, и человек становится агрессивным. Он находит себе объект в сетях, который, по его мнению, вел себя не совсем правильно, и начинает на него изливать агрессию. Тут важно себя остановить, потому что всегда проще найти кого-то, кто не доработал, но начинать нужно с себя. Спросить: что я лично могу сделать для того, чтобы помочь тем, кто пострадал.
Николай Растворцев, ведущий: Как подготовить себя, свою семью в будущем к походу в театр, в концертный зал? Ведь мы не можем после таких трагедий закрыться дома.
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Обычно несколько дней после таких трагедий люди никуда не ходят, а потом жизнь возвращается. Ведь жизнь получается очень пустой, если мы лишаем себя возможности взаимодействовать с какими-то вершинами культурных проявлений. Все автоматически вернется в свое русло, и не нужно себя специально к этому готовить. Нужно понимать для себя, как действовать, если вдруг окажусь в сложной ситуации.