В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Почти 50 000 электросамокатов появятся этой весной на улицах Санкт-Петербурга. От этой цифры вздрагивают и автолюбители, и пешеходы. Ведь сегодня на средствах индивидуальной мобильности передвигаются по дорогам, по пешеходным зонам.

Николай Растворцев, ведущий: По статистике 2023 года количество аварий с участием электросамокатов выросло втрое по сравнению с 2022 годом. Счет идет на тысячи аварий и происшествий. Лидером по происшествиям со смертельным финалом за 9 месяцев 2023 года стал Санкт-Петербург. Какие изменения и запреты принесёт 2024 год?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Данные на уровне погрешности, потому как в Санкт-Петербурге 4 случая с летальным исходом, в Москве — три, а населения в два раза больше. Количество электросамокатов наращивается. Кикшеринговые компании дискредитируют все те вопросы, которые обсуждаются в Законодательном собрании. 

Николай Растворцев, ведущий: В прошлом году в стенах Законодательного собрания звучала цифра 42 000 самокатов, и это был уже перебор. Как этом году разрешили 48 000 самокатов?

Дмитрий Попов, автоэксперт: В прошлом году была предпринята законодательная попытка ограничить возможность увеличения количества самокатов ограничением зон. Было предложение сдавать в аренду земельные участки, на которых размещаются электросамокаты, чтобы город получал с них деньги, и это бы ограничивало площадность ситуации. Против этой идеи выступила Федеральная антимонопольная служба, которая сказала, что это ограничение бизнеса. Ведь одни смогут арендовать большие участки, другие нет. 

Николай Растворцев, ведущий: Какие актуальные изменения приняли в этом году?

Дмитрий Попов, автоэксперт: В Москве в центральной зоне использование электросамокатов запрещено. На сегодня и мы идем по пути сокращения перечня улиц и зон, где разрешено их использование, но я не вижу в этом высокой эффективности. Возможно, скоро будем обсуждать идею Законодательного собрания в Комиссии по транспорту. Ее суть заключается в том, что введем городской закон о благоустройстве. Размаркируем земельные участки, которые отведены под парковку самокатов, ограничим места размещения, и таким образом уменьшится их количество. Нужно ввести в городское законодательство в сфере благоустройства штраф за размещение самоката вне этой геопозиционированной зоны. Штраф сделать большим, и сразу же появится необходимость ограничивать количество этих мест и их площадок. Будут соблюдены требования по отношению к метрополитену, к автобусной остановке и выходу из дома и чистоте размещения на тротуаре. У нас есть нормативная цифра: пешеходная доступность объектов инфраструктуры — 300 метров. Можно удалить их друг от друга на 300 метров.

Николай Растворцев, ведущий: Кто будет должен оплачивать штраф?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Поскольку штраф будет начисляться автоматически, то, скорее всего, штраф будет оплачивать собственник. В свою очередь, компания вправе регрессом или через пользовательское приложение воздействовать на своих потребителей штрафными санкциями.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Существует проблема в том, что на электросамокате ездят по двое человек. Есть мнение, что будут определять количество людей по весу. Возможно ли это?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Можно сделать матричную платформу, которая по площади ступни ног будет определять количество людей на самокате. Потому как 4 ноги занимают площадь больше, чем 2. Данная задача технически очень простая.

Николай Растворцев, ведущий: Куда обращаться, если пострадал от движения самоката, кто за это несет ответственность и в какой мере?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Кикшеринговые компании разместили на своих самокатах номера, которые невозможно прочитать, когда он едет на быстрой скорости. Есть телефон горячей линии у Комитета по транспорту, куда можно излагать жалобы: по месту, геопозиции, компании. Они уже будут разбираться в ситуации. По моему мнению, это совершенно неэффективная, долгая история, которая плохо работает. ГИБДД накладывает штраф 800 рублей по статье 1229, который кажется смешным для тех проблем, что они создают. Штраф для человека в состоянии алкогольного опьянения составляет 1 500 руб. В этом году Минтранс анонсирует повышение штрафов в 2 раза. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Куда жаловаться на брошенный на газоне электросамокат?

Дмитрий Попов, автоэксперт: На горячую линию Комитету по транспорту, в Центр управления парковками, в Административно-техническую инспекцию. В эффективности этой истории я не уверен, потому как у этих исполнительных органов власти нет сил и средств, чтобы эффективно на это реагировать. Все пока привязано к сознательности самих кикшеринговых компаний и их пользователей.