В гостях у программы «Утро в Петербурге» Светлана Новосёлова, психолог.
Тимофей Зудин, ведущий: Желаем нашим зрителям удачного дня, особенно тем, для кого он значимый, например, предстоит важная встреча или собеседование. Ведь устройство на работу – это всегда стресс. Отказ может серьезно ударить по самооценке.
Людмила Ширяева, ведущая: Кстати, аналитики выяснили, как россияне готовятся к собеседованиям: чаще всего изучают информацию о компании в интернете и отзывы сотрудников, советуются с семьей, друзьями, собирают рекомендации, портфолио. Больше всего тех, кто вообще никак специально не готовится.
Тимофей Зудин, ведущий: Казалось бы, беседа двух взрослых людей. У меня, может быть, квалификация выше, чем у того, кто проводит собеседование и в случае отказа ничего страшного не произойдет, меня же не казнят. Почему все равно присутствует нервозность?
Светлана Новосёлова, психолог: Очень важно понимать, что от этого избавиться даже такой цели себе ставить не нужно — это совершенно нормальные наши человеческие эмоции. Конечно, мы волнуемся — встреча с новыми людьми, что будет, мы тоже не знаем, даже если спрашивали. Мне кажется, очень важно, готовясь к собеседованию, помимо того, чтобы почитать корпоративный блог, ознакомиться с сайтом, понимать, что собеседование начинается с того момента, когда рекрутер вообще разговаривает с вами. То есть, как вы общаетесь, о чем вы спрашиваете, интересуетесь ли, как нужно подготовиться, что с собой принести, что на этом собеседовании будет.
Людмила Ширяева, ведущая: Если мы уже пришли на собеседование, как справиться с этим волнением? Вы сказали, что не обязательно, но все-таки, есть ли какие-то методы, может быть, тайны какие-то?
Светлана Новосёлова, психолог: Во-первых, иметь такое состояние, что я достаточно хороший профессионал и что иду не сдавать себя в рабство, а разговаривать и обсуждать возможные условия трудового договора. Важна устойчивость, заземленность и вообще уверенность в том, что я знаю, что хочу от этой работы. Во-вторых, не спешите, здесь нет ничего механического, когда зайдете, то сядьте, заземлитесь. Не нужно садиться на краешек стула — это некомфортно и для вас, и создает ощущение неуверенности. Не спешите с ответами, если вопросы какие-то совершенно экстраординарные, удивительные, то вы можете подумать.
Тимофей Зудин, ведущий: Советуете ли брать беседу в свои руки сразу, поздороваться, обсудить погоду?
Светлана Новосёлова, психолог: Знаете, я все-таки за то, чтобы была логика и уважение. Мы приходим не в наше место, поэтому с уважением к этому пространству, с уважением к человеку, потому что пока оно его. Как мы себя предъявим и будем себя демонстрировать, это все-таки важно.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли какие-то специфические уловки работодателя, о которых так просто человек в отзывах о работе не прочтет?
Светлана Новосёлова, психолог: Смотрите, напряжение, что я приду и меня будут «ловить на удочки» может создать как раз лишнюю нервозность. Я за то, чтобы у вас был райдер и было написано, что для вас очень важно в работе, на что вы категорически не хотите согласиться. Конечно, могут быть уловки, например, вопросы, которые совершенно неожиданны. Сколько полос у амурского тигра или на финансовую должность могут спросить, а если бы вы сейчас были купюрой из вашего кошелька, что бы вы могли рассказать о вашем хозяине? Здесь не важен результат, как вы ответите — работодатель смотрит на реакцию и на то, как вы думаете, насколько вы проявляете находчивость.
Людмила Ширяева, ведущая: Вы уже сказали, что на краешек стула садиться не нужно. Как вы относитесь к концепции невербального общения и какую позу стоит занять, какие жесты не нужно делать?
Светлана Новосёлова, психолог: Да, это такая сонастройка, тоже нормально, но не надо утрировать и не нужно увлекаться. Постарайтесь не садиться четко напротив человека, немножко наискосок, желательно показывать руки ваши — это про безопасность, открытость, что я здесь, с вами и мне нечего прятать. Не бойтесь, если надо подумать, так и скажите, будьте уверены в себе.