В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Криворучко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга.
Михаил Спичка, ведущий: Учебный год в самом разгаре — более полумиллиона петербургских детей ходят в школу каждый день и более половины из них хотя бы раз сталкивались с буллингом, то есть с травлей. Такова тревожная статистика.
Дарина Шарова, ведущая: Наталья Владимировна, в Госдуме готовятся рассмотреть законопроект о противодействии подростковой агрессии. В чем основная причина?
Наталья Криворучко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга: Травля приобретает не более значительные масштабы, но об этом стали чаще говорить дети, чаще говорить родители, чаще это транслируется в социальных сетях. Мы зачастую при оценке таких действий сталкиваемся с неким правовым неурегулированием, поэтому правовое урегулирование этого вопроса, безусловно, необходимо. Необходимо понимать, как в той или иной ситуации оценивать действия подростка, оценивать действия взрослых, потому что травля может быть обусловлена не только конфликтом между детьми, но конфликтом между детьми и родителями, детьми и учителями.
Михаил Спичка, ведущий: Как часто сейчас в прокуратуру поступают жалобы на травлю учеников?
Наталья Криворучко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга: Если говорить о практике прокурорского надзора, то, к сожалению, в последние годы мы замечаем негативную тенденцию, связанную с тем, что жалоб таких в органы прокуратуры поступает все больше и больше. Если обращаться к статистике, то, наверное, каждое четвертое обращение, которое поступает в прокуратуру города, в районные прокуратуры и касается тематики образовательных организаций так или иначе затрагивает вопросы назревающих либо уже назревших конфликтов среди участников образовательных отношений. Среди детей, среди учителей и детей, между родителями, между родителями и учителями.
Дарина Шарова, ведущая: В чем заключается психологический буллинг? Как он выглядит?
Наталья Криворучко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга: На самом деле он приобретает самые различные формы, начиная от каких-то насмешек, которые в последующем транслируются в социальных сетях, и дети друг друга подстрекают с тем, чтобы наиболее агрессивно реагировать на поведение какого-то конкретного подростка, который отличается чем-то, может быть, от других. Безусловно, все дети разные, воспитываются по-разному и зачастую это связано с тем, что кто-то немного отличается от остальных, и это становится предметом не совсем корректного поведения со стороны остальных учеников. Может быть и отклонение в поведении, то есть какое-то агрессивное поведение или, наоборот, ребенок, который ведет себя спокойно, тихо, любит читать книги, любит ходить в музеи, а вокруг него так сложилось, что аудитория не совсем приветствует его интересы, или занятия спортом. То есть это ребенок, который в чем-то отличается от других.
Михаил Спичка, ведущий: Урегулировать отношения между участниками конфликта призвана служба медиации. Как она работает и насколько она эффективна?
Наталья Криворучко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга: Служба медиации относительно недавно стала существовать в наших образовательных организациях. На сегодняшний день мы можем с уверенностью сказать о том, что такие службы созданы в каждой школе нашего города. К сожалению, не все родители, не все учащиеся об этом знают, но эту информацию можно получить и на сайте образовательной организации, и обратившись к администрации учреждения. Данная служба — орган местного самоуправления в школе. Создается, как правило, из педагогов. Они получают образование именно по программе медиации, это 72 часа. В службу медиации, безусловно, могут входить и старшеклассники, учащиеся, и могут входить также родители. Представляет она собой разрешение того спора, той конфликтной ситуации, которая возникает — это может быть не одно заседание службы медиации, а длящиеся несколько заседаний для того, чтобы прийти к единому решению. В отличие от других органов самоуправления, например, от той же комиссии по урегулированию споров, особенность службы медиации заключается в том, что сами участники медиативных процедур для себя вырабатывают решение, которое будет удобно всем и приведет к гашению той конфликтной стрессовой ситуации, которая возникает в данный момент в классе или в коллективе.
Дарина Шарова, ведущая: Что делать родителям, если в школе разводят руками, отказывают и в этой службе медиации, например, не могут помочь?
Наталья Криворучко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга: У нас есть психологические службы, тоже очень важная составляющая в этой работе при возникновении таких конфликтов. Психологические службы работают тоже и в школе, и в центрах при отделе образования. Есть центры помощи семье и детям, где точно так же есть психологи. Достаточно широко сейчас представлена психологическая служба в городе и в районах конкретных, поэтому спектр для обращений и органы, в которые родители могут обратиться, их достаточно много. Но если школа не идет на контакт с родителями, не желает урегулировать конфликтную ситуацию, то, наверное, в этом случае целесообразно обращаться либо в отдел образования, обжалуя действия уже самой образовательной организации, либо в органы прокуратуры.