На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Юлия Франк, директор Центра исследования микропластика в окружающей среде Томского государственного университета.
Людмила Ширяева, ведущая: Биологи Томского госуниверситета и Ленинградского зоопарка впервые в стране приступили к исследованию накопления микропластика у животных, содержащихся в зоологических садах. Для чего понадобились данные исследования у животных проживающих в зоосадах?
Юлия Франк, директор Центра исследования микропластика в окружающей среде Томского государственного университета: Исследователи изучают, насколько микропластик может негативно влиять на человека и на животных. Человек — это тоже животное, и, изучая животных, мы можем моделировать эти процессы и в человеке. В условиях зоопарка было интересно это отследить, потому как таких работ ранее не проводилось. Хотя животные в зоопарках тоже сталкиваются с пластиком и с микропластиком. Все люди носят синтетическую одежду, в том числе те, кто готовит корм для животных. Синтетические волокна есть и в воде, которую пьют животные. Они играют с пластиковыми игрушками. Стало интересно, сколько микрочастиц пластика остается у них в организме. Есть ли разница между потребляемым количеством потребляемых микрочастиц и тем, что выводится из организма с биоматериалом.
Людмила Ширяева, ведущая: На что могут повлиять такие исследования, и какие цели ставятся в сотрудничестве с нашим Ленинградским зоопарком?
Юлия Франк, директор Центра исследования микропластика в окружающей среде Томского государственного университета: Сейчас мы учимся определять микропластик в биоматериале, который получен от животных, потому как пока это не разработанная методология. При долгом наблюдении за этими процессами можно сделать выводы о том, сколько пластика и какой остается в организмах животных, а какой и сколько выводится.
Василий Киров, ведущий: Есть ли уже какие-нибудь промежуточные результаты?
Юлия Франк, директор Центра исследования микропластика в окружающей среде Томского государственного университета: Мы закончили уже обработку проб, полученных от винторогого козла Грусть, и увидели несколько синтетических волокон в его биоматериале. Сейчас мы идентифицируем эти частицы, чтобы понять, из какого пластика они состоят.
Людмила Ширяева, ведущая: Можно ли говорить о нормальном уровне содержания пластика в живых организмах?
Юлия Франк, директор Центра исследования микропластика в окружающей среде Томского государственного университета: Пока нельзя. Такие критерии не установлены, а чтобы их установить, нужно наработать массив данных о том, сколько пластика потребляется и как он задерживается в живых организмах. Пока нормативов нет ни для животных, ни для поверхностных вод, ни для почв. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сформировать базу данных, от чего будем отталкиваться в будущем.
Василий Киров, ведущий: Выйдут ли ваши исследования дальше Ленинградского зоопарка?
Юлия Франк, директор Центра исследования микропластика в окружающей среде Томского государственного университета: У нас уже есть идея, и мы планируем с сотрудниками отдела природоохранных проектов Ленинградского зоопарка будущие исследования с коллегами из других зоопарков России.
Людмила Ширяева, ведущая: Возможно ли существование живого организма без проникновения пластика?
Юлия Франк, директор Центра исследования микропластика в окружающей среде Томского государственного университета: Думаю, что невозможно. Практически во всех уголках земного шара сейчас фиксируется микропластиковое загрязнение. Даже в заповедных территориях, где нет промышленности, бытовых отходов, пластиковых отходов, но есть атмосферный перенос этих частиц. Они проникают во все уголки Земли.