В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Василий Киров, ведущий: Эрмитаж в декабре этого года отметит юбилей — 260 лет со дня основания. В феврале 1764 года императрица Екатерина II подписала Указ о принятии собрания картин от берлинского коммерсанта и фабриканта Иоганна Эрнста Гоцковского, начав тем самым формирование бесценной коллекции знаменитого на весь мир музея.
Людмила Ширяева, ведущая: Сегодня поговорим о том, как с момента покупки картин Эрмитаж стал одним из главных музеев мира. Как получилось так, что Екатерина II обратила внимание на эту коллекцию?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Данное явление достаточно случайное. От безысходности взять у Гоцковского, который крупно задолжал русской казне, было нечего, кроме этих картин. Коллекция собиралась для прусского короля Фридриха II, который был очень крупным коллекционером, а для Екатерины это было только начало. Случайная покупка 317 картин стала фундаментом, с которого начался Эрмитаж. Во многом характер той покупки и определил лицо музея. Ведь ⅔ этой коллекции были произведениями голландской и фламандской школ, это много, и до сих пор именно эти школы являются основным лицом старой коллекции, старой живописи Эрмитажа.
Людмила Ширяева, ведущая: Был ли тогда у Екатерины посыл организовывать такой глобальный музей, и какова была основная цель?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Екатерина была гениальным человеком, который развивался на протяжении всей своей жизни. Из этой случайной покупки, анализа ситуации, из того, что она находилась в прямом контакте со всеми интеллектуальными лидерами того времени и со всеми знаменитыми парижскими философами. Из всего этого вырос грандиозный музей. Всего за 30 лет было собрано собрание высшего уровня. Картины — только часть его. Здесь были коллекции минералов, резных камней, графики. Грандиозная, лучшая в России библиотека. Все это объединилось под одной крышей. Изначально все делалось так, что это был музей, совершенно свободный в своих рамках. От древнейшего искусства до самого современного собиралось сразу все, причем как западное, так и русское. Русская школа училась в Эрмитаже.
Василий Киров, ведущий: Как происходит выбор произведений искусства, которые должны предстать перед взором публики, и есть ли какая преемственность со времен Екатерины?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Есть вещи первого уровня, вещи, которые могут находиться в фондах и есть совершенно уникальные вещи. Существует своя градация с XVIII века и сохраняется преемственность традиций сохраняется.
Василий Киров, ведущий: Действительно ли заложенная Екатериной традиция главенствует и сейчас в Эрмитаже?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Совершенно справедливое высказывание, есть преемственность.
Василий Киров, ведущий: Есть ли смысл говорить о Гацковском, ведь он был весьма интересной личностью?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Фридрих II собирал свою коллекцию на протяжении всей своей жизни, и она меняла облик. Начинал он с современной французской живописи, которой отдавал предпочтение. Потом ему было интересно собрать музей, который представлял бы историю европейского искусства на примере всех школ. Гоцковский именно в этот момент стал заниматься искусством. Он был предпринимателем самого широкого спектра, занимался всем на свете и основал много ткацких производств, Берлинскую фарфоровую мануфактуру. Человек занимался одновременно многим, что характерно для эпохи Просвещения и для XVIII века. Он был автодидакт, человеком, который не получил никакого систематического образования, и при этом он проявлял удивительный талант. Многое из того, что он сделал, существует до сих пор, а Петербургу досталась замечательная коллекция, которую он собирал для Фридриха. У прусского короля были проблемы с деньгами в то время, и часть его коллекции досталась Екатерине.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли какие-то произведения в хранилищах, которые никогда не увидят свет по каким-либо причинам?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Скорее всего есть. Коллекция большая, в ней есть вещи первого ряда, вещи сомнительного качества, и что-то попадает в фондовые вещи, которые интересны для штудийной работы, для работы со студентами, которые мы демонстрируем, но это не то, что должен обязательно увидеть наш зритель в залах.
Василий Киров, ведущий: Какую жизнь проживают произведения искусства с момента попадания в фонды хранилища до момента их экспонирования?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Здесь, прежде всего, речь идет о сохранности этой вещи. Она должна быть безупречной, ведь у нас сложный климат в залах, и мы должны быть уверены в том, что с этим произведением все будет благополучно. Поэтому большую роль играют наши реставраторы. Ведь картинам по 300-400 лет, и им необходимо убрать лишнее, привести в аутентичное состояние, укрепить ее, и только после этого она будет показана зрителям. Сейчас есть государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, и на этом сайте можно увидеть практически все. Данная работа началась недавно и будет завершена в конце 2025 года.