В гостях у программы «Утро в Петербурге» Евгений Дудоров, юрист.
Людмила Ширяева, ведущая: В прошлом году мошенники похитили со счетов россиян более 15 миллиардов рублей. Каждый четвертый рубль является заемным. В качестве защиты сейчас на законодательном уровне рассматривается такой инструмент, как самозапрет на заключение договоров потребительского займа. Банк в этом случае не сможет выдавать человеку кредиты. В том числе, когда от имени клиента действуют мошенники.
Василий Киров, ведущий: Подавляющее большинство россиян поддержали идею самозапретов на кредиты. Таковы результаты исследований, которые аналитики провели в конце января этого года. За год число сторонников такой меры возросло на 10%. Количество сейчас установить самозапрет за год увеличилось с 28% до 45%. Сможет ли новый закон обезопасить россиян от действий мошенников?
Евгений Дудоров, юрист: По данным Центробанка, за год объем операций по перечислению денежных средств со счетов клиентов без их согласия превысил 15 миллиардов рублей. Половина приходится на социальную инженерию — это когда гражданин сам сообщает злоумышленникам необходимые данные для кредита. Безусловно, что закон о самозапрете кредитования обеспечит безопасность для финансов, особенно для малозащищенных слоев населения, таких как пенсионеры.
Людмила Ширяева, ведущая: Какая сейчас ситуация с законом?
Евгений Дудоров, юрист: Закон уже был принят в первом чтении в октябре, и планируется, что он вступит в законную силу с 1 июля 2024 года. Однако и сейчас мы можем подать заявление на самозапрет на кредитование, но это придется делать в каждой кредитной организации отдельно. Действие очень трудозатратное и долгое.
Василий Киров, ведущий: Закон вступит в силу 1 июля. Какая будет там система таких самозапретов, и куда нужно будет обращаться?
Евгений Дудоров, юрист: Будет предусмотрена процедура подачи единого заявления через приложение Госуслуги или МФЦ. Такое заявление будет действовать на все кредитные организации, действующие на территории Российской Федерации. Данные эти будут отмечаться в БКИ, и банк, прежде чем выдать кредит, должен сначала посмотреть, есть ли у человека самозапрет на кредитование, и если есть, то должен будет отказать. В случае игнорирования запрета и выдачи кредита, то не будет иметь право по закону требовать его погашения.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли в этом законе какой-либо подвох?
Евгений Дудоров, юрист: Нет. Закон будет работать сразу и сейчас законодатели хотят умышленно усложнить процедуру отзыва этого заявления, чтобы этим не могли воспользоваться мошенники. Рассматривают либо 2 дня период охлаждения, либо установят другой период.
Василий Киров, ведущий: Можно ли будет отозвать самозапрет, если человеку потребуется кредит?
Евгений Дудоров, юрист: Через Госуслуги или МФЦ это будет сделать так же просто, как и подать заявление. На автокредитование и ипотечное кредитование на самозапрет нельзя будет подать, потому что эти кредиты выдаются только при непосредственном присутствии человека. Данный закон направлен на ограничение именно онлайн операций.
Людмила Ширяева, ведущая: Какие последствия у данного принятого решения?
Евгений Дудоров, юрист: Негативных последствий никаких нет. Я ознакомился с мнениями других специалистов, юристов и никто негативных последствий не увидел. Данный закон сделан именно для обеспечения безопасности в сфере финансов граждан.