На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Олеся Махова, начальник отдела стандартизации Роскачества.
Николай Растворцев, ведущий: В нашей стране предложили проводить психолого-педагогическую экспертизу игрушек. Роскачество выделило 13 признаков, которые могут причинить вред здоровью и развитию малышей. В частности, если тот или иной предмет для развлечения изображает жестокость, насилие, а также вызывает страх и ужас, а такие на прилавках действительно есть. Как из целого океана различных игрушек выделить тех, которые должны пройти проверку в числе первых или стоит задача проверить все игрушки поголовно?
Олеся Махова, начальник отдела стандартизации Роскачества: ГОСТ носит добровольный характер, и, соответственно, производитель сам решает, хочет он, чтобы у него на маркировке стояла отметка психолого-педагогической экспертизы или нет.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько это непростой тест, сколько времени он занимает, и самое главное, кто при желании производителя будет оценивать, влияет ли как-то негативная игрушка на ребенка или нет?
Олеся Махова, начальник отдела стандартизации Роскачества: Оценивать будут опытные педагоги, психологи, эксперты, которые аккредитованы на соответствующего рода деятельность. Сам механизм оценки сейчас пока прорабатывается.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие признаки будете считать основными для выявления потенциально опасной игрушки для ребенка?
Олеся Махова, начальник отдела стандартизации Роскачества: В ГОСТе установлено 13 показателей. Конечно, это те игрушки, которые не должны побуждать у ребенка агрессию, страх, жестокость. Также те, которые отрицают семейные или традиционные ценности. Все те игрушки, которые могут навредить нашим детям и вред именно со стороны психолого-педагогического аспекта. Игрушек большое разнообразие, но в ГОСТе установлены возрастные критерии: до 6 лет, от 6 до 12, от 12 до 16 и далее. Соответственно, психологи-эксперты будут смотреть на то, как данная игрушка влияет на психику ребёнка.
Николай Растворцев, ведущий: Почему родители смотрят на этих чудовищ и думают, что никогда бы не купили ни себе, ни ребенку, но спрос рождает предложение, и они все равно ведутся на покупку?
Олеся Махова, начальник отдела стандартизации Роскачества: Я — мама двоих детей и являюсь также членом совета матерей, мы часто обсуждаем вопросы дозволенности детей, что они просят в магазинах, что покупают родители. Конечно, тут выбор ложится на плечи родителей, потому что сейчас есть актуальные игрушки, те, которыми играют дети в садах, в детских школах и все дети хотят их иметь. В данном случае ГОСТ поможет нам, как родителям, разобраться с привлечением психологов и педагогов, какая игрушка подходит.
Николай Растворцев, ведущий: В продолжение этой мысли, как вы считаете, в будущем стоит ли разрешить родителям, не отдельно взятым, а каким-то объединениям инициировать такие проверки?
Олеся Махова, начальник отдела стандартизации Роскачества: В Роскачестве уже были произведены ряды проверок по игрушкам. Была психолого-педагогическая экспертиза в рамках исследования, но не относящаяся к ГОСТу. После чего мы приняли решение, что такой ГОСТ, конечно, нужен, потому что был огромный отклик от родителей, что данная экспертиза действительно для игрушек требуется. Родители, конечно, могут писать в Роскачество и в другие ресурсы, которые отвечают за детей, что родителей пугает и о чем они беспокоятся.