В гостях у программы «Утро в Петербурге» Андрей Шангин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор медицинских наук, психотерапевт.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Экран телефона — это первое, что видят большинство жителей мегаполиса. Просыпаясь со смартфоном в руках, мы принимаем пищу, передвигаемся по городу, делаем покупки, воспитываем детей, которые очень быстро не только учатся разбираться в современных технологиях, но и обретают зависимость от них. Где находится граница между необходимостью и зависимостью?
Андрей Шангин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор медицинских наук, психотерапевт: Границу определить сложно, она находится в рамках необходимости отслеживать местонахождение ребенка с одной стороны, а другое — когда ребенок вместо уроков занят смартфоном, и это показывает нам, что он уже зависим. Детский мозг моментально набирает зависимость от нейромедиатора дофамина, в отличие от взрослых и чуть более устойчивых.
Николай Растворцев, ведущий: Может ли телефон научить читать маленького ребенка, различать цвета или всегда вред от смартфона будет перевешивать пользу?
Андрей Шангин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор медицинских наук, психотерапевт: Экран смартфона и легкость управления устройством формирует двигательно-поведенческий стереотип у ребенка, который предпочитает смотреть картинки, а не обучающие программы. Часто меняющаяся картинка на экране его захватывает, и в перспективе он будет склонен к формированию зависимости больше нежели ребенок, которому не давали телефон.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Медики и ученые все за родителей просчитали и продумали: сколько спать, гулять, играть. Есть ли такой показатель относительно экранного времени, что ребенок проводит с гаджетом, которое будет безопасным для его дальнейшего развития?
Андрей Шангин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор медицинских наук, психотерапевт: Все эти цифры идеальны и условны. Они просчитаны на моделях, которые никакого отношения или имеют слабое отношение к жизни. Учебное время за экраном мы не можем забрать у ребенка, а вот в остальное время лучше отвлечь книгой, игрой, общением.
Николай Растворцев, ведущий: Может ли телефон быть поощрением?
Андрей Шангин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор медицинских наук, психотерапевт: Поощрение получается двояким. Ведь ребенок после начинает учиться для того, чтобы получить телефон, а не ради знаний.
Николай Растворцев, ведущий: Чем, на ваш взгляд, может быть телефон?
Андрей Шангин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор медицинских наук, психотерапевт: Всё зависит от ситуации. Для осознанного ребенка, который демонстрирует хорошие результаты и телефон не выступает в форме единственного поощрения среди других, то пожалуйста. Когда телефон становится фетишем, то это показатель для родителей, что пора принимать меры.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Каким образом можно организовать детокс от смартфонов?
Андрей Шангин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор медицинских наук, психотерапевт: Цифровой детокс — это очень иллюзорно. Отказ от гаджетов возможен только тогда, когда ты уезжаешь туда, где нет интернета, мобильной связи, и ты вынужден общаться с окружением.