ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Александр Сергеевич Пушкин не дожил до открытия фотографии буквально несколько лет: первые фотоэксперементы в России начались в 1839 году. Зато в фондах Всероссийского музея Пушкина можно найти фотографии, например, родственников поэта, друзей и возлюбленных, а так же снимки, созданные в юбилейные пушкинские годы.

1899-ый год – столетие со дня рождения поэта. Первое масштабное юбилейное празднование. Местом паломничества стала «деревенька на Парнасе» – село Михайловское. Карл Булла запечатлел делегацию учёных мужей во главе со старшим сыном поэта — Александром Александровичем. В это же время в центре Москвы гремели праздничные концерты.

ЯНА ПОНОМАРЁВА, хранитель Фонда фотографии Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Нужно учитывать уровень развития фототехники в то время: на этих снимках больше общих планов, люди находятся в статичных позах, динамика практически отсутствует на снимках. И любое какое-то движение людей оно грозило превратиться в размытое пятно. Ну и эмоции на лицах людей. Они тоже, либо отсутствуют, либо они какие-то хмурые.

1937-ой: столетие со дня смерти. С этого года повсюду гремит лозунг: «Пушкин наш, советский». Культ поэта пропагандируется на небывалом уровне. Улицы и площади городов украшали портретами, печатали плакаты и открытки, устраивались публичные читки. Мероприятия проходят уже не только в каждом городе, а в каждом театре, издательстве, библиотеке.

ЯНА ПОНОМАРЁВА, хранитель Фонда фотографии Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Одно из знаковых событий стала закладка памятника Пушкину. Для его строительства была выбрана Биржевая площадь. И здесь как раз на фотографии мы видим закладку этого памятника. Судя по всему, у нас за спиной здание Биржи, и вот тут панорамный вид такой на Неву.

Год 1949-ый: 150-летие со дня рождения поэта. Первый послевоенный пушкинский юбилей. Всего за четыре года было восстановлено Михайловское, открывались новые выставки и музеи, например, первая послевоенная Пушкинская экспозиция в здании Александровского дворца. Вернуть обычную, довоенную, жизнь пытались во всех уголках страны.

ЯНА ПОНОМАРЁВА, хранитель Фонда фотографии Всероссийского музея А. С. Пушкина:

Есть у нас ещё вот такой интересный образец, который из множества маленьких соединен. И судя по всему это было сделано самим фотографом. Это мероприятие в колхозе «Жовтень», куда приехал государственный симфонический оркестр. Это мы можем узнать, потому что эта фотография аннотирована здесь подробно.

Чёрно-белые фотографии, как портал в другую эпоху, которая переносит нас на 70, 80,100 лет назад и даёт возможность посмотреть на прошлое и подумать о настоящем. И конечно, ещё раз признаться в любви Александру Сергеевичу.