АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

В этом году Российская академия наук отмечает свой большой исторический юбилей — 300 лет. А вот её структурное подразделение — Кунсткамера — оказалась на 10 лет старше. Основанная по личному распоряжению Петра Первого в 1714 году, Кунсткамера стала первым в нашей стране официальным музеем. Как мы прекрасно знаем, коллекция Кунсткамеры огромна. В начале 19 столетия по инициативе отечественного учёного Фёдора Брандта из состава Кунсткамеры были выделены Зоологические коллекции, на основании которых и был создан не менее знаменитый Императорский зоологический музей. А вот в основе этого музея лежала Зоологическая библиотека. Я предлагаю вспомнить её историю.

ЮЛИЯ ДУНАЕВА, научный сотрудник отдела Библиотеки Академии наук при Зоологическом институте РАН:

Когда Фёдор Брандт лично отобрал вот эту зоологическую литературу, она поместилась в одном шкафу. А сейчас, вот видите, у нас огромное помещение, и на данный момент у нас больше более 700000 единиц хранения.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

В составе Зоологической библиотеки существует какой-то особый фонд?

ЮЛИЯ ДУНАЕВА, научный сотрудник отдела Библиотеки Академии наук при Зоологическом институте РАН:

Наш особый фонд — это примерно 3000 единиц хранения, как раз вот с 16 по начало 19 века. Но, строго говоря, по 1825 год издания. Это 2 очень известные книги из нашего Особого фонда, и можно с довольно большой долей вероятности сказать, что вот к этой книге прикасался сам Пётр Первый. Она была приобретена по его личному указу, и он очень внимательно относился вот к выполнению этого своего указа, и я думаю, что, конечно, он должен был проверить, посмотреть то ли купили. Она называется «Метаморфозы суринамских насекомых», автором её является очень известная натуралистка и художница Мария Сибилла Мириан. Это гравюры всё, и это гравюры, раскрашенная вручную. Посмотрите, краски какие, они не выцветают со временем. Это краски — это семейный рецепт семьи Марии Сибиллы. Мария Сибилла Мириан вместе со своей дочерью младшей в 1699 году совершила путешествие в Южную Америку. И в Южной Америке, в Суринаме, они прожили два года, как раз собирая всё про тропических насекомых и растения. Привезли оттуда большие коллекции очень тропической фауны и флоры. К сожалению, Мария Сибилла Мириан умерла в 1717 году. И как раз вот в этом году должна была состояться личная встреча Марии Сибиллы Мириан и Петра Первого, но она не состоялась. И даже есть такая легенда, что вот эта встреча она была назначена прямо на тот день, когда Мария Сибилла умерла. Саму Марию Сибиллу Мириан пригласить в Петербург не удалось, но Пётр пригласил сюда её младшую дочь. Как раз ту самую. Её звали Доротея Гзель, потому что она была замужем за Георгом Гзелем, который был придворным художником. И вот Доротея Гзель приехала в Петербург и жила здесь до самой своей смерти. Работала в Кунсткамере художницей, её здесь звали Гзельша.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Юлия Александровна к следующей переходим книге? Она такая увесистая.

ЮЛИЯ ДУНАЕВА, научный сотрудник отдела Библиотеки Академии наук при Зоологическом институте РАН:

Эта книга оказалась вот в нашей библиотеке, ну и в России, собственно, благодаря амстердамскому известному коллекционеру Альберту Себа. У него был очень большой музей в Амстердаме, ну, то есть такая своя личная кунсткамера. И Пётр Первый эту коллекцию повелел купить для создания будущей Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Но после этого Альберт Себа очень быстро собрал следующий музей, который был не хуже предыдущего. И вот эта книга — это каталог его второго музея.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Исходя из всего того, что вы нам рассказали, насколько сегодня книжная коллекция Зоологической библиотеки востребована?

ЮЛИЯ ДУНАЕВА, научный сотрудник отдела Библиотеки Академии наук при Зоологическом институте РАН:

Многие старинные зоологические работы сохраняют актуальность по сей день, потому что они касаются фауны и систематики животных, а это такие разделы зоологии, которые не устаревают. Ну и кроме того, у нас же очень много и современной литературы, мы получаем иностранные журналы, даже такие журналы, которых нет в открытом доступе в интернете, поэтому к нам приходят читатели не только из нашего института, но и из других организаций, других городов приезжают, потому что, да, действительно, наша библиотека одна из самых крупных зоологических собраний в мире и самое большое в Европе, именно специализированно зоологических.