В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Олег Попов, юрист.

Ксения Бобрикова, ведущая: На маркетплейсах существуют риски и для тех, кто представляет свой товар на цифровой площадке.

Василий Киров, ведущий: Многие из нас могут стать продавцами на маркетплейсах как в качестве производителя, так и перепродавать товары. С какими основными жалобами продавцы на торговой интернет-площадке обращаются к юристам чаще всего?

Олег Попов, юрист: Обращаются со штрафными санкциями в отношении продавцов со стороны маркетплейсов по спорам об использовании товарного знака с негативно накрученными комментариями. Существуют целые отделы, которые накручивают положительные или отрицательные комментарии. Маркетплейсы борются с этим, но пока нет единой политики по отношению к данной проблеме.

Ксения Бобрикова, ведущая: Может ли производитель повлиять на продавцов, которые перепродают их товар на маркетплейсах?

Олег Попов, юрист: Производитель, как обладатель товарного знака может дать своё разрешение на использование товарного знака путём заключения договора с продавцом. Соответственно, может бороться как правообладатель товарного знака с продавцами, которые недобросовестно используют товарный знак. 

Василий Киров, ведущий: Как с ними бороться?

Олег Попов, юрист: Только через суд. Можно в досудебном порядке обратиться на торговую площадку и приложить необходимые документы, которые подтверждают, что правообладателем определённого товарного знака является юридическое лицо. Маркетплейс должен отреагировать на обращение и заблокировать товар.

Ксения Бобрикова, ведущая: Отслеживает ли сам маркетплейс товарные знаки продавцов?

Олег Попов, юрист: Маркетплейс — это агрегатор, торговая площадка, и ответственности за это не несёт.

Василий Киров, ведущий: Часто торговые площадки устраивают длительные супер-распродажи. Все ли продавцы обязаны участвовать в этой распродаже?

Олег Попов, юрист: В данном случае необходимо проверить договорные отношения между маркетплейсом и продавцом. В большинстве случаев продавцов не обязывают участвовать в данных акциях.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как продавцам в случае чрезвычайного происшествия вернуть деньги за свой товар?

Олег Попов, юрист: Необходимо обратиться к маркетплейсу с требованием вернуть денежные средства за товар, находящийся на складе, предоставить документы, приёма передачи товара, товарные накладные или иные документы, которые подтверждали бы факт приобретения продавцом этих товаров. В судебной практике обычно возмещается покупная стоимость и упущенная выгода, которая судами интерпретируется по-разному. Либо написать напрямую маркетплейсу и указать точные суммы убытков с просьбой возмещения.

Ксения Бобрикова, ведущая: Можно ли застраховать свой товар, находящийся на торговой площадке?

Олег Попов, юрист: Не всегда. За страховку отвечают сами маркетплейсы, как и за сохранность товара на своих складах. Маркетплейс, принимая товар на склад, берёт на себя все обязательства по сохранности, в том числе. Продавец может застраховать товар отдельно в случае недоверия к маркетплейсу.

Ксения Бобрикова, ведущая: Может ли продавец требовать от маркетплейса денежные средства за тот товар, который визуально не пострадал, но находился в месте, где произошло чрезвычайное происшествие?

Олег Попов, юрист: В данном случае нужно обратиться к экспертам, которые смогут подтвердить или опровергнуть нанесённый ущерб.

Ксения Бобрикова, ведущая: Кто должен оплачивать экспертизу?

Олег Попов, юрист: В досудебном порядке сам продавец делает экспертизу и предоставляет документ вместе с претензией. Маркетплейс по этим документам либо возвращает деньги, либо отказывает в возмещении, и тогда обе стороны идут в судебном порядке решать этот вопрос.

Василий Киров, ведущий: Как быть в случае возврата не своего товара или сильно повреждённого?

Олег Попов, юрист: В данном случае нужно обращаться с претензией к маркетплейсу и описывать ситуацию. Первоначально можно обратиться посредством приложения, зарегистрировать свою заявку и направить претензию. Далее решать этот вопрос в досудебном порядке и если маркетплейс не реагирует, то только судебный порядок разрешения проблем.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какие вы можете дать советы начинающим бизнесменам, которые хотят воспользоваться услугами торговых интернет-площадок?

Олег Попов, юрист: Передача товара должна осуществляться посредством подписанных документов. Обязательная видео- и фотофиксация брака и возврата любых товаров.