В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Ксения Бобрикова, ведущая: В декабре в Зимнем дворце открылась третья очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого», которая посвящена царствованию его племянницы Анны Иоанновны и дочери Елизаветы Петровны. Представленная живопись, прикладное искусство относятся к эпохам барокко и рококо и рассказывают о преобразованиях, которые продолжили наследницы первого императора России. После смерти Петра Великого в России начинается «Женский век». Что дали эти представительницы Российскому государству?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Анна Иоанновна и Елизавета Петровна — это продолжатели дел Петра I. Для них было важно подчеркнуть свою связь с ним, не только родственную, но и в политике. В то же время их манила европейская культура, и их царствование — это продолжение европеизации культуры, искусства России.

Тимофей Зудин, ведущий: Что отличает живопись и прикладное искусство времен Анны Иоанновны от времени правления Елизаветы Петровны?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Каждый новый этап после петровской истории — это всё большее развитие в связи с европейской культурой и искусством. При Елизавете будет учреждена Академия художеств, но при этом она любила французскую моду, и при ней усиливается французское влияние на культуру. Эпоха правления Елизаветы более утонченная.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что отличает три новых зала от залов, которые были открыты в прошлом году?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Наша экспозиция называется «Галерея Петра Великого». Те залы, что открывались в прошлом году, были посвящены именно Петру и петровской эпохе, это его личные коллекции, вещи, сделанные его руками, токарные станки, его топор и пила. Вторая часть — это продолжение его начинаний, тех традиций, которые при нем появились. Главное отличие, что это женские правления. Атмосфера этих залов поэтому иная, тут нет рабочих инструментов, это эпоха посвященная светской культуре. Более душевная и утончённая.

Тимофей Зудин, ведущий: Как на экспозиции отражены предметы туалета, которые так радуют девушек?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Мы берем большой пласт русской культуры, и у нас будет интересно не только девушкам, но и мужчинам. В правлении этих женщин многое решали мужчины, потому как ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна не отличались особым государственным мышлением. В общем многое в стране делалось мужчинами. Императрицы любили балы, развлечения, наряды, и у нас показаны мебель этого периода: табакерки из первого российского фарфора, костяные, эмалевые. Много изделий из резной кости. Есть ещё такие мелочи, как карманы. В XVIII веке женщины не носили сумок, но носить с собой разные мелочи нужно было. Для этих целей на нижнюю юбку привязывали карманы и эти карманы представлены на экспозиции.

Ксения Бобрикова, ведущая: На экспозиции представлен портрет Елизаветы. Чем значима эта картина?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Появление этой картины в коллекции Эрмитажа стало одним из главных событий этого года. Парадный портрет Елизаветы, написанный её придворным живописцем Георгом Христофом Гроотом, который принадлежал австрийскому посланнику при русском дворе. Картина, написанная в 1740 году, была подарена Эрмитажу Михаилом Юрьевичем Карисаловым. Редчайший случай, когда роскошный портрет в раме XVIII века в хорошей сохранности, подписной, с печатью Фон Претлоха. Картина является важным историческим памятником, и это великолепная живопись, перед которой хочется стоять и рассматривать все переливы бриллиантов и дорогих тканей. Он является ключевым экспонатом зала, рассказывающего о русской живописи второй четверти XVIII столетия.  

Тимофей Зудин, ведущий: Чему будет посвящена следующая часть?

Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Следующая часть — это три зала, которые завершат нашу галерею, и далее будет переход от зала Екатерины к ныне существующим. В следующих залах мы будем рассказывать о различных восточных влияниях в русской культуре: шинуазри, влияние турецких и других восточных искусств. При этом у нас будут отдельные залы, которые будут показывать серебро, стекло и первый русский фарфор — Виноградовский фарфор, появившийся именно в эпоху Елизаветы Петровны.