В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Екатерина Дерябина, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня в центре нашего внимания салоны Дени Дидро. Новая выставка, которая открылась в Николаевском зале Зимнего дворца и представляет панораму французского искусства XVII века от зарождающегося стиля рококо до неоклассицизма в конце столетия, а также помогает по-новому взглянуть на эпоху Просвещения в целом.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Такой подробный и разносторонний рассказ о Луврских салонах удалось построить только на шедеврах, которые находятся в музеях России. Что это: удача, историческая закономерность или культурная судьба всего, что связано с Дидро и Россией?

Екатерина Дерябина, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Скорее, это историческая закономерность, которой мы обязаны нашей императрице Екатерине II. Выставка, помимо того, что она представляет ряд абсолютно шедевральных произведений живописи, графики и скульптуры ещё интересна тем, что позволяет взглянуть на культурную и художественную жизнь Европы XVIII века глазами современников изнутри. В первую очередь это знаменитый философ-просветитель, публицист, энциклопедист и художественный критик Дени Дидро. Он взял на себя нелегкий труд научить своих современников видеть и понимать изобразительное искусство. Поводом к этому стали салоны, что организовывала французская Королевская Академия живописи и которые к середине XVIII века окончательно устоялись в своем статусе. Проводились временные выставки членов Французской академии, и они могли бы послужить прототипом будущих публичных музеев, поскольку были открыты для всех слоев общества без исключений. Поскольку они были бесплатными, то все слои общества с удовольствием реализовывали эту возможность. По воспоминаниям современников, на выставках было всегда много народа, и рядом могли стоять люди из разных социальных классов. Публика не была искушена в изобразительном искусстве, поэтому Дидро сделал большую просветительскую работу обучая их, как смотреть и видеть искусство. Что в нём хорошо, а что плохо. Попутно читал назидания художникам, что им следовало бы сделать, чтобы достичь эффекта, на который они рассчитывали, но не смогли добиться. Все это публиковалось в элитном малоэкземплярном подписном издании «Корреспонданс литерер», которое распространялось в основном среди монархов. Екатерина II дружила с человеком, который возглавлял журнал — Мельхиором Гриммом. Она состояла с ним в длительной переписке и пользовалась его рекомендациями в приобретении искусства. Впоследствии ей в этом помогал Дидро. Несмотря на то, что журнал был закрытый, большая часть его статей ходили в списках в интеллектуальных кругах Парижа, и многие понимали и знали, что это такое. 

Николай Растворцев, ведущий: Картина «Салон 1767» написана настолько подробно, что если бы в те времена существовала фотография, то это был бы документ, по которому можно изучать жизнь и то, как и чем жили французы. Насколько эта картина доскональная?

Екатерина Дерябина, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Абсолютно доскональная. Даже прикрепленные к зеленому сукну рисунки на столах, так их и выставляли. Автор этой картины Габриель-Жак де Сент-Обен проводил на выставках дни и зарисовывал часть экспозиций, что в дальнейшем вылилось в несколько панорамных видов салонов. На картине за третьим столом виден круглый барельеф в роскошной раме, это заказанный директором Петербургской Академии Иваном Ивановичем Шуваловым бюст Елизаветы Петровны, который сейчас находится в Третьяковской галерее. Ещё обнаружила две эрмитажных картины Гюбера Робера, одну только здесь можно увидеть целиком, потому что её владелец был политическим противником Екатерины и отрезал от картины половину.  

Мария Новикова-Охонская, ведущая: На этой картине видно, что развеска картин в Академии отличалась от современности. Была ли какая-то иерархия в том, какое место они занимают на стенах?

Екатерина Дерябина, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Историческая живопись выставлялась на главном месте, наверху. Далее шли портреты и малые жанры.