В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Татьяна Бондаренко, руководитель приюта «Мама рядом».

Николай Растворцев, ведущий: Все ближе самый любимый, самый волшебный, самый семейный праздник: горящие огни на ёлке, мама в красивом платье, салаты и бенгальские огни — такие детские воспоминания остаются на всю жизнь и согревают нас в сложные времена.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Благодаря проекту «Мама рядом» наступающий Новый 2024 год вместе со своими детьми встретят мамы из группы риска — сами когда-то росшие без родительской любви и заботы. Почему для женщин, у которых был в их детстве сиротский опыт, для их детей есть риски попасть опять в систему?

Татьяна Бондаренко, руководитель приюта «Мама рядом»: Мамы, живущие у нас в приюте, иногда могут запросто сказать, что: «Ничего страшного, если мой ребенок попадет в детский дом, там его хотя бы накормят и оденут. Я же там выросла и ничего со мной не случилось». Все, потому что у девочек, у мам нет семейной модели, модели отношений родителей с детьми и есть такое подозрение, что в детском доме этому вопросу тоже уделяется мало внимания. Мне кажется, что из-за боязни — начнем говорить о детях и все захотят детей.  

Николай Растворцев, ведущий: Как правильно выстроить эту модель, с чего начать? В какой момент девушки попадают к вам, и с чего начинается ваша работа?

Татьяна Бондаренко, руководитель приюта «Мама рядом»: Девушки попадают к нам на разных этапах: вынашивают беременность и уезжают от нас в родильный дом, мы их торжественно встречаем, бывает, что мамы попадают уже с ребенком и даже не с одним. Здесь начинается наша работа, и не только наша, но и мамы, и детей — общая работа, потому что мы пишем общий план при составлении договора, когда она к нам приезжает и начинаем работать.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что в этом плане и за какой период эти ситуации необходимо решить?

Татьяна Бондаренко, руководитель приюта «Мама рядом»: Смотря какие стоят вопросы в планах: есть долгоиграющие, например, получение жилья, тогда нужно ждать не один месяц и даже не один год, есть вопросы получения оформления документов на вновь родившегося ребенка, и мы помогаем маме. Мама может уже с этими документами, имея личное жилье, совершенно спокойно от нас уйти, и мы за нее спокойны, потому что она не дала повода усомниться в том, что она не справится со своим ребенком.

Николай Растворцев, ведущий: Какие моменты даются сложнее всего девушкам — это выстраивание каких-то эмоциональных, родственных, семейных связей, бытовые моменты, общение с госорганами, перестройка?

Татьяна Бондаренко, руководитель приюта «Мама рядом»: Если честно, то все вопросы сразу на девочек падают и, конечно, им тяжело все вопросы решать, тем более они падают на них все разом. Начинаем с выстраивания режима дня, без него хаос. Потом уже приступаем к более серьезным вопросам.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие необычные кейсы вам приходится решать?

Татьяна Бондаренко, руководитель приюта «Мама рядом»: Например, была история, когда мне пришлось оформить предварительную опеку над ребенком, потому что мама не могла выйти с ребенком из больницы — у нее не было никаких документов и ее оттуда не выпускали. Благодаря тому, что мы оформили эту опеку, мама приехала к нам приют и прожила 8 месяцев. Потом благополучно уехала от нас, и все решилось. На сегодняшний день продолжается история с оформлением документов, но все вышло уже на финальный уровень и все получится хорошо. Была история, когда мы решили предложить маме кодировку, потому что стояла угроза потери двоих детей и уже документы о лишении родительских прав лежали в суде. Мама согласилась, и мы все сделали. На сегодняшний день мама до сих пор работает, они сделали ремонт, и девочка с ребенком от нас уехала.

Николай Растворцев, ведущий: Используете ли вы эти истории в дальнейшей работе?

Татьяна Бондаренко, руководитель приюта «Мама рядом»: Да, девочки между собой общаются, мало того, что мы создали чат выпускниц в Ватсапе, и они еще между собой создали и рекомендуют наш приют. Когда они от нас выходят, то включают еще роль волонтёров, звонят за помощью или иногда берут опеку над девушками, которые не справляются.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Когда вы понимаете, что ваша работа с девушкой закончена, и дальше она точно справится?

Татьяна Бондаренко, руководитель приюта «Мама рядом»: Чаще бывают ситуации, когда девушки просят остаться и боятся жить самостоятельно. Верим, когда мама без напоминания выполняет режим дня, у нее появляются какие-то светлые мысли без нашего участия, то есть она сама что-то хочет сделать детям, у нее появляется желание позаботиться о своем жилье. Она к нам может обратиться за помощью, есть люди, которые помогают с ремонтом, мебелью. Ну и, конечно, когда она радуется успехам детей, и это видно.