АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

По сравнению с парадной и помпезной загородной летней резиденцией — Большим Петергофским дворцом с его верхним и нижним парками, Александрия всегда считалась сугубо семейной императорской территорией. Неудивительно, что именно здесь, также на берегу Финского залива по инициативе императора Николая I был построен самый уютный, самый милый, самый любимый и самый семейный дворец – знаменитый Дворец «Коттедж». Это, кстати, был подарок императора своей любимой императрице Александре Фёдоровне.

ТАТЬЯНА ХОРУЖАЯ, хранитель Дворца «Коттедж» Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

Такой царский подарок был для Александры Фёдоровны ко дню приезда из Пруссии, и она его всю жизнь будет считать местом воспоминания или своеобразной шкатулкой, местом памяти. И для Александры Фёдоровны, и для Николая Павловича это было любимое место пребывания в летнее время.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Татьяна Ивановна, мне кажется, очень символично совпало то, что эпоха правления Николая I, по крайней мере, в первой трети XIX века — это эпоха расцвета романтизма в Европе, и как раз стиль нео-готика очень сильно связан с романтизмом, и он появляется здесь у нас в России в Петербурге, ну, а Дворец «Коттедж» — это такой типичный, классический пример и романтизма, и нео-готики в нашей архитектуре.

ТАТЬЯНА ХОРУЖАЯ, хранитель Дворца «Коттедж» Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

Безусловно. И законодателем моды на готику являлся Адам Адамович Менелас. Став уже императором, Николай I воплощает в жизнь свои романтические настроения, ведь когда он родился, его бабка Екатерина II первое, что сказала «экий рыцарь родился», — и вот это рыцарство он пронёс через всю жизнь. Поэтому встретив девушку, которая созвучна была его мыслям, его желанию иметь семью, детей, уютное домашнее гнездо, конечно воплотилось в идею создания такого дворца.

Мы находимся в кабинете женском — уютном, таком деловом, можно сказать, и, конечно же, кабинет женщины-матери, здесь всё об этом говорит: мы видим перочистку, небольшую книжку, небольшой прессик, куда можно было повесить свои колечки, часы. И напоминание о том, что она — мама: можно было позвать детей, взять колокольчик и позвать их сюда. Хотя это не требовалось, в домашней обстановке они сами могли прибежать либо из спальни, либо прямо с террасы.

А мы с вами находимся в гостиной, которую мы называем гостиной Александры Фёдоровны. Вот такой своеобразный домашний клуб: дети могли прийти из библиотеки или из кабинета Александры Фёдоровны, и все они усаживались либо за круглым столом по центру комнаты, ну, как показывает переписка и воспоминания членов семьи, мальчишки любили усаживаться за жардиньерками, сразу читали. Николай Павлович часто усаживался в кресло, специально для него отведённое, любил любоваться вот этой тишиной, слушать, что говорила его супруга, которая часто возлежала на кушетке-канапе. Ну а личные предметы, которые мы видим, они все из коллекции довоенной, и находились во дворце, на тех самых местах, на которых мы с вами видим.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Хорошо, пойдём в следующее помещение. Где мы окажемся?

ТАТЬЯНА ХОРУЖАЯ, хранитель Дворца «Коттедж» Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

А мы оказываемся в библиотеке. К этому помещению, когда строился дворец, и Александра Фёдоровна, и Николай Павлович отнеслись особо тщательно, буквально продумывали каждую мелочь. Во-первых, тут шкаф, прямо как хор из средневекового собора, более тысячи книг тут было на тот момент, были книги не только на французском, английском, немецком языке, но и на русском: Лермонтов, Пушкин, Лажечников и, конечно, Василий Андреевич Жуковский.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Я думаю, многие знают этот исторический факт, что Жуковский по просьбе Николая I, как я знаю придумал какой-то герб специальный и знаменитое изречение, которое все потом вспоминали.

ТАТЬЯНА ХОРУЖАЯ, хранитель Дворца «Коттедж» Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

Жуковский большой вклад внёс не только в создании зарисовки вот этого герба Александрии, он же участвовал при создании к экслибриса библиотеки Александры Фёдоровны. Это уникальный человек, это не только поэт, поэт-романтик, поэт-мистик, но это ещё и художник.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Можем ли мы утверждать, что Менелас был одним из первых архитекторов, который использовал чугун, подобный, если можно так сказать, дизайн?

ТАТЬЯНА ХОРУЖАЯ, хранитель Дворца «Коттедж» Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

Да, вот смотрите, вот такая чугунная аркада — вообще дворец по периметру окружён террасами и балконами первого и второго этажа, и все они имеют вот такое красивое чугунное обрамление, вот эти стойки металлические: причём сток воды шёл с кровли прямо вот в центр этих стоечек, и отсюда уже по желобку выходил в такие специально продуманные кашпо, где растут цветы.

Ну, а мы с вами в столовой. Мне не сказать о том, что это за помещение, ну, просто никак. Вот мы входим, и везде у нас белая роза: то ли это венки из белых роз, то ли это на печи, кстати, эта роспись Джованни Батиста Скотти — одна из последних, это его подлинная роспись. М,ы видим наш герб о котором я говорю, прямо под карнизом на этой печи, но и эта же роза нас восхищает в виде серебряной люстры. Представляете, вот эту люстру привозят на корабле в период, когда подготавливается к свадьбе серебряной — мы говорим о ней 25 лет, брат рисует рисунок, Фридрих Вильгельм Четвёртый, а мастер Хоссауэр выполняет из серебра вот эту уникальную люстру. Она у нас с 1842 года.

И необходимо было принимать гостей, об этом продумывалось заранее, поэтому архитектору Штакеншнейдеру было поручено пристроить к уже готовому дворцу «столовое зало» с тремя роскошными столами, но выставлялись специально вот эти столы не только здесь в столовой, но открывались окна, двери на террасы, на балконы.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Я знаю, Татьяна Ивановна, что у вас в экспозиции, вот как раз в этой столовой готической знаменитой, находится какой-то ещё уникальный сервиз.

ТАТЬЯНА ХОРУЖАЯ, хранитель Дворца «Коттедж» Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

Наш сервиз называется «Собственный сервиз дачи Ея величества «Александрия», скромной золочёной каёмочкой на каждом предмете из этого сервиза находится герб Александрии — венок из белых роз с пропущенным мячом сквозь венок, и обязательно на каждом предмете «За веру, царя и Отечество».

Дворец двухэтажный с мансардой, и первоначально думали, что будут занимать царская семья первый этаж — императрица, а на втором этаже Николай Павлович и его дети. Но при осмотре буквально после строительства Николай Павлович осмотрел третий этаж, который предполагался быть чердаком, и пришли к выводу, что и третий — мансардный этаж можно использовать для жилья.

Ну, а мы с вами во втором вестибюле, вот такой удивительный — здесь роспись Джованни Батиста Скотти, как бы расширяет пространство. Она вся выполнена в технике гризаль, здесь такие своеобразные архитектурные фантазии, вот стоишь и не думаешь, что это маленькое помещение, — оно устремляется ввысь с помощью таких удивительных лестниц, которые крепятся к стене только одной стороной. Она чугунная, да. Если присмотреться к лестнице, мы с вами с вами гуляли, видели везде резьбу по дереву. Мастер Захаров выполнял по ясеню и дубу, а здесь мастера с точностью повторили его рисунок, но в чугунном литье. Исключение составляют вот эти розы ,они выполнены из хорошей латуни или бронзы.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

А вы знаете, у меня такое ощущение, как будто мы с вами сначала путешествовали по Англии XIX века нео-готики, потом оказались в эпохе Тюдоров, а теперь, мне кажется, мы уже в испанской Альгамбре находимся.

ТАТЬЯНА ХОРУЖАЯ, хранитель Дворца «Коттедж» Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

Действительно, такое впечатление, и не только вас оно поражает, потому что те, кто сюда приходит, отдыхают душой, понимают, что они попали не во дворец, а пришли в гости прямо в императорский дом, насладиться тишиной, покоем и, действительно, воспоминаниями о прошлом.