«Шутка сказать — прочесть стихи! Выходите, охотники: кто умеет?» — вопрошал Осип Мандельштам. Повторять дважды этот вопрос зимним воскресным вечером спустя сто лет ему бы не пришлось: 40 финалистов поэтического конкурса «Живая классика» читали стихи с чувством, с толком, с расстановкой. И с экспрессией.

Гриша – дома, у окошка.
Скучно в комнате играть!
Даже, вон, лентяйка кошка
С печки в сад ушла гулять.

На конкурс прислали 24 000 заявок из 50 стран мира: эти цифры поразили самих организаторов. Эфиопия, Ирландия, Замбия, США, и тут же – участники из Челябинской области, Хакасии, Забайкальского края – самых отдалённых уголков России. Ну что, кто-то ещё сомневается в том, что поэзия объединяет?

МАРИНА СМИРНОВА, президент фонда «Живая классика»:

Конкурсы чтецов востребованы. Когда ты можешь выйти, рассказать что-то про себя, про какие-то свои переживания через художественное произведение. Вот это удивительно. Даже говорят: подростки не читают, особенно парни не читают. У нас практически одни парни в конкурсе, и взрослые вполне себе. Они сами выбирают текст – то, что они хотят читать.

Лермонтов и Цветаева, Некрасов и Маяковский: конкурс объединил не только разные географические точки, но и разные эпохи. Главное условие – читаем классику Золотого и Серебряного веков.

ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:

Какой же конкурс чтецов без «солнца русской поэзии» – Александра Пушкина. Кстати, Александр Сергеевич, семеро финалистов выбрали именно ваши произведения! Поэтому слушайте, слушайте…

Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!

ЕКАТЕРИНА КУЛЬТИНА, актриса Государственного драматического театра «Комедианты», член жюри конкурса «Живая классика»:

Может быть кого-то из тех, кто сегодня был фаворитами конкурса, спроси, как он это делает, он сам не сможет объяснить это. Они ещё не могут разложить это на составляющие. Но интуитивно они уже это чувствуют. И мы не можем к этому не подключаться. Когда в нас эта энергия, этот смысл попадал, мы не сговариваясь, поднимаем 10 баллов. Может быть, это звучит как некий шаманизм. Но это есть!

Нужно пережить те эмоции, которые переносят герои: боль, страдания, чувства, радость – всё на себе.
Не надо сильно волноваться.
Вы должны в голове зрителя нарисовать картину: как, что происходит.
Перед выступлением я сначала разминаю артикуляционный аппарат.
Прыгать, двигать ручками, просто радоваться, что ты выступаешь!

И вот 10 победителей определены, дипломы и призы вручены, а главные выводы сделаны — магия поэзии работает, актёрская игра всё так же очаровывает, ну а классика остается живой.