В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Лёля Тарасевич, психолог, детский писатель.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: По статистике около 20% детей рождаются с предрасположенностью быть высокочувствительными. Они эмоциональнее реагируют на происходящее вокруг, часто имеют проблемы со сном и тревожностью, нередко таких детей называют проблемными. В некоторых случаях им даже ложно диагностируют различные неврологические расстройства.

Николай Растворцев, ведущий: Что это за особенность такая, и чем она отличается от обычных капризов?

Лёля Тарасевич, психолог, детский писатель: Я всегда говорю, что высокая чувствительность — это такой особый вид нервной системы, когда ребенок или не только ребенок, а уже взрослый человек более подвержен тому, что на него воздействуют внешние факторы, его нервная система больше раздражается. Он действительно больше тратит ресурсов, энергии на то, чтобы обрабатывать внешние сигналы. Действительно это часто путают с какими-то психиатрическими диагнозами, чаще всего с расстройствами аутичного спектра, потому что есть пересечение по каким-то проявлениям. 

Николай Растворцев, ведущий: Сразу ли это проявляется?

Лёля Тарасевич, психолог, детский писатель: Родители с большим опытом говорят, что еще в младенчестве поняли, что наш ребенок высокочувствительный. Но в целом года в два-три мы уже начинаем смотреть и говорить, что наш ребенок отличается от основной части других детей. Ребенок больше капризничает, истерит, требует, то есть начинаются какие-то проблемы в быту, с одеждой или питанием. Например, в одежде эти дети привередливы ко швам, биркам, колготкам, в еде — более консервативны, меньше пробуют.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как помочь ребенку справляться?

Лёля Тарасевич, психолог, детский писатель: Если мы это поняли в момент истерики ребенка, то мы не можем взять и отменить истерику. Берем ребенка обнимаем, выводим из ситуации, где на него продолжает воздействовать внешняя среда. Если мы понимаем, что у ребенка ресурс на исходе, то помогаем ребенку научиться уходить раньше, давать себе передышки и возможность успокоиться. Учимся его понимать методом проб и ошибок. Чаще всего помогает восстановиться тишина, покой, одиночество, «обнимашки».

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли действия, которые входят в «стоп-лист», чего делать точно нельзя?

Лёля Тарасевич, психолог, детский писатель: Родители высокочувствительных детей сталкиваются с такой проблемой, что они пытаются найти информацию, но ее очень мало. Тема новая и не так давно введена, как термин, поэтому найти какие-то советы, которые действительно работают, сложно. Еще часто родителям внешняя среда в виде бабушек, воспитателей, учителей советуют быть построже с ребенком, но это не работает с такими детьми.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Могут ли при таком эмоциональном складе быть какие-то очевидные плюсы?

Лёля Тарасевич, психолог, детский писатель: Я считаю, что у высокочувствительных детей и людей огромное количество плюсов. Родителям таких детей повезло, потому что это дети, которые очень внимательны к своим потребностям, хорошо понимают, что им нужно, понимают чувства других людей, а это эмпатия, умение дружить, умение любить и быть внимательным к людям. Также у них большая способность к творчеству.