В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Полина-Тереза Давыдова, руководитель литературно-театрального марафона «Путешествие в русский мир Островского» и Анна Фомичёва, режиссёр.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Весной вся страна отметила 200-летие великого русского драматурга Александра Николаевича Островского, который дал старт литературно-театральному марафону «Путешествие в русский мир Островского». Завтра пройдет торжественное подведение итогов.

Николай Растворцев, ведущий: Целью марафона вы ставили побудить молодежь к творчеству. Удалось ли достичь этой цели?

Полина-Тереза Давыдова, руководитель литературно-театрального марафона «Путешествие в русский мир Островского»: Побудить молодежь к творчеству средствами драматургии Островского, который написал около 50 пьес, удалось. В результате марафона мы увидели 35 оригинальных театральных работ в рамках Фестиваля сценических искусств. Кроме фестиваля у нас стоит большая выставка, которая продлится до конца декабря. Было прочитано 16 уникальных лекций, посвященных Островскому с участием Педагогического университета имени Герцена и докторов наук, людей, которые изучают Островского специально. Проект был комплексный, не только театральный. Он включал в себя театральные столы, конференции, научные дискуссии. Творчество молодежи, а это 5 000 человек, было еще и научно-исследовательским. Внутри фестиваля сценических искусств большое место занял спектакль, поставленный Анной Николаевной Фомичевой. 

Анна Фомичёва, режиссёр: Постановку делали не к фестивалю. Мы со студентами проходили диалоги, и я предложила им взять отрывки из пьес Островского, совершенно не ограничивая их в выборе. Спектакль сделала уже исходя из выбранного ими. Действия в пьесе «Без вины виноватые» происходят в провинциальном театре. Поскольку готовятся к 200-летию Островского, то будет отбор актрис на разные роли. Получился принцип театра в театре, когда идет показ разных отрывков. Больше всего было отрывков из пьесы «Василиса Мелентьева», и у нас получилось совмещение двух сюжетов. Я благодарна нашим ребятам, которые отбирали самый острый материал, который актуален и сейчас. Островский писал 200 лет назад о душах человеческих, о страстях наших, о том, что движет нами каждый день. Моя благодарность Полине Сергеевне, что по достоинству оценила наших ребят. Одна из наших актрис, Елизавета Иванущенко, получила диплом за первую роль, она этого достойна. 

Полина-Тереза Давыдова, руководитель литературно-театрального марафона «Путешествие в русский мир Островского»: В этом спектакле Островский проявился как русский Шекспир, за Островским установлена эта связь. Она глубинно и подтверждена реальностью не только драматургического материала, но и театральных опытов. Весь объем трагических противоречий человека, коллизии, в которые он попадает в этом студенческом спектакле, мы увидели на примере Василисы Мелентьевой, который сыгран крупными актрисами. А также на образе царицы, жены Ивана Грозного, которая берет на себя трагическую вину и погибает. Все это решено с высокой степени остроты, доступной сегодня любому человеку, даже не читающему пьес Островского. Будем честны, есть штампы по поводу Островского, острой критике XIX века и критикой сейчас. Островский не всем кажется актуальным автором, но на примере нашего фестиваля сценических искусств мы поняли, что он очень актуален для молодежи разных возрастов и побуждает к серьезным размышлениям. Недавно прошел показ для 100 школьников и обсуждения длились еще час, настолько дети были увлечены.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие аспекты творчества и биографии классика вызывают особый интерес у современных режиссеров и у тех, кому это творчество направлено?

Полина-Тереза Давыдова, руководитель литературно-театрального марафона «Путешествие в русский мир Островского»: Про современных режиссеров и профессиональный театр, то это вопрос не к нашему фестивалю. У нас участвовали студенты и школьники. Мы говорим про народный, массовый театр, в котором участвовали пока не профессиональные актеры, которые, возможно, и не станут ими. Фестиваль показал, что Островский понят как острый, злободневный автор и в каждой пьесе видно, что мы не отличаемся от людей ни 200 лет назад, ни даже 400 лет. Потому как воспринимаем жизнь, как в ней действуем, относимся друг к другу, какие преступления совершаем или нет. В этом смысле Островский подтвердил свою подлинную актуальность, это автор, который звучит гораздо ярче и точнее всех современных драматургов, и поэтому он — русское национальное достояние. Мы благодарим Президентский Фонд Культурных инициатив, который поддержал этот проект. Без его помощи мы бы не смогли провести 100 мероприятий, включающие в себя лекции, круглые столы, Фестиваль сценических искусств и такую большую выставку. Всего этого могло и не быть, но мы счастливы, что все реализовалось. Островского необходимо продолжать изучать как наше национальное достояние.