Было бы здорово для начала выкинуть какую-нибудь панковскую штуку, но у нас довольно консервативная программа. Начинаем выпуск с выставки «Панк-культура. Король и шут». Вообще, это сочетание «панк-культура», многим всегда казалось оксюмороном, вроде «Слепящей тьмы», «Горячего снега», не знаю «Свинцовый дирижабль». Панк сам по себе — философия деструктивная, скорее отрицания культуры и даже жизни. В конце 60-х он возник прежде всего как ответ в популярной музыке: на излет рока, увлекшегося симфонизмом, и приторное диско. Вместо шика и блеска — грязь и рванина, вместо виртуозной техники — некомпетентность — вот и весь манифест? «Мерзость метит в князи!». Без обиняков обобщает весь этот панк Дерек Джармен в легендарном фильме «Юбилей», который панки на голубом глазу провозгласили своим манифестом. Ну — бесстыжие люди! Не суть. Суть панка — в огрублении, опрощении того, что уже есть, это — контролируемая деградация, внутренняя или внешняя — породившая волну разных стилей — фантастики стимпанк, дизель, кибер. И тут надо признать, что у стиля, конечно, есть мастера, великие и ужасные, неповторимые, хотя… В качестве примера — есть такой проект «Ай Летов». Да, на записях Егора Летова натренирована нейросеть и теперь поёт его голосом самые разные песни — Пугачевой, Максим, «Руки вверх», да кого угодно. Знатоки творчества говорят, что манера схвачена очень точно. Это называется нейрокавер, и вот есть где вместе с Летовым поют Цой и Горшок. Очевидно, всех их как самобытных музыкантов вне стилей настигло цифровое бессмертие. А уже обобщения на их счет делает культура.