На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Ольга Кислицына, куратор выставки, хранитель мебели ГМЗ «Петергоф».

Михаил Спичка, ведущий: Более 400 предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства уехали в Москву, где в выставочном комплексе Исторического музея открылась экспозиция «Петергоф. Сокровища российской императрицы». Проект посвящен поэтическому и загадочному образу Александры Федоровны — супруги императора Николая l. Почему именно персоне Александры Федоровны посвящен этот межмузейный проект?

Ольга Кислицына, куратор выставки, хранитель мебели ГМЗ «Петергоф»: С именем Александры Федоровны связан значительный период истории Петергофа. Выставка, объединившая более 400 памятников из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Федоровны, дает возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы. В экспозиции представлены вещи, окружавшие императрицу в их с Николаем I любимой летней резиденции — Петергофе. По воле Николая I в 1820–1840-х гг. здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, посвященный любимой супруге — «Александрия» с небольшим уютным дворцом «Коттедж». Это место воспринималось царствующей четой не только как декорация для проведения официальных торжественных церемоний, но и как семейная дача, где все устроено согласно их личному вкусу и желаниям, где реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев. Различные предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Александры Федоровны, позволяют понять, что для нее являлось истинным сокровищем.

Дарина Шарова, ведущая: Принято считать, что именно эта история монаршей четы является эталоном семейного счастья. Так ли это на самом деле или это миф?

Ольга Кислицына, куратор выставки, хранитель мебели ГМЗ «Петергоф»: С высоты нашего времени, читая страницы дневников Александры Федоровны, письма, которые супруги писали друг другу, можно сказать, что это действительно так. Они вырастили прекрасных детей, которые подарили им много внуков. До конца своих дней оба супруга сохраняли и любовь, и взаимное уважение, обожание друг к другу. Николай I на смертном одре продолжал называть императрицу своим ангелом хранителем.

Михаил Спичка, ведущий: В экспозиции представлено более 400 памятников искусства, которые имеют отношение к Александре Федоровне. Как их отбирали для выставки?

Ольга Кислицына, куратор выставки, хранитель мебели ГМЗ «Петергоф»: Мы постарались наиболее полно показать разные грани личности Александры Федоровны и показать, чем был для нее Петергоф. Её сокровища, произведения искусства, декоративные предметы, изобразительное искусство из дворца «Коттедж» — это мемориальные вещи, действительно значимые художественные произведения, которыми была наполнена ее жизнь. Ещё один раздел выставки посвящен восприятию Италии императорской четой, прежде всего, Александрой Федоровной. Античного культурного наследия, которое она хорошо знала и умела читать на нем.

Дарина Шарова, ведущая: Что можно сказать о самой императрице, как её можно охарактеризовать?

Ольга Кислицына, куратор выставки, хранитель мебели ГМЗ «Петергоф»: Она была чрезвычайно мудрая женщина, которая отличалась женской мудростью. Не претендовала на власть, не вмешивалась в политические дела. Но своей манерой держаться, обращением с подданными, отношением к супругу она являла собой пример императрицы.