В этом году – гордость Санкт-Петербурга, Мариинский театр – празднует свой юбилей. Первый театральный сезон стартовал 2 октября 1860 года.

ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:

Ровно 163 года  назад. Однако в этом году Мариинка отмечает свой 240 день рождения. Как такое может быть? Давайте разбираться!

Официальной датой начала театральной деятельности Мариинского театра считается как раз 5 октября 1783 года. Именно в этот день на Карусельной площади торжественно открыли Большой Каменный театр – предшественник нынешней обители муз.

АННА ПЕТРОВА, начальник издательского отдела Мариинского театра:

Для петербуржцев было необычно то, что новый театр стоял посреди огромной пустой площади. Во многом это было связано с противопожарной безопасностью. Потому что театр – это было самое опасное здание в городе. Если мы посмотрим историю европейских театров — она очень похожа, рано или поздно все театры сгорали. Поэтому Екатерина Вторая, по велению которой строился Большой Каменный театр, выбрала отдаленный район.

Несмотря на все меры безопасности уберечь самый популярный городской театр так и не удалось.

ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:

В 1811 году Большой Каменный театр сгорел. А в 1818 открылся вновь. Именно сюда мчался Евгений Онегин посмотреть, как «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна» танцует легендарная Евдокия Истомина.

АННА ПЕТРОВА, начальник издательского отдела Мариинского театра:

Когда Пушкин писал: «Театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла — всё кипит», — он не называл, какой именно это театр. Потому что всем было понятно.  А какой ещё? Только один был — Большой Каменный театр. И там выступали все труппы: и драматические, и музыкальные, и балетные.

Здание, которое мы все с вами хорошо знаем, построил в 1860 году архитектор Альберто Кавос. Примечательно, что первоначальное убранство зрительного зала бережно сохранено до наших дней. Его доминантой является огромная трёхъярусная люстра из бронзы, которая весит 2,5 тонны. В ней 210 лампочек и 23 тысячи хрустальных подвесок.   

Нынешний главный дирижёр, художественный руководитель и директор Мариинского Валерий Гергиев стоит за дирижёрским пультом театра уже 35 лет. А вот рекорд по продолжительности дирижёрской деятельности в этих стенах принадлежит Эдуарду Направнику. 

АННА ПЕТРОВА, начальник издательского отдела Мариинского театра:

На месте дирижёра русской оперы он пробыл более 50 лет. Он превратил оркестр театральный в образцовый коллектив. Он поставил массу опер русских композиторов впервые: и «Псковитянку», и «Снегурочку», и «Майскую ночь», и «Пиковую даму». Это всё Направник.

Сегодня гордость Петербурга и всей России —  Мариинский театр — работает практически без остановок.  Ежедневно на трёх его сценах даётся от трёх до шести спектаклей для зрителей всех возрастов, начиная от 4 лет.

ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:

Нам с вами фантастически повезло. Каждый из нас имеет возможность посещать один из лучших театров планеты и приобщаться к культурному наследию России и мира.