В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Людмила Акмен, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа.

Людмила Ширяева, ведущая: Сейчас в музее проходит выставка, посвященная столетию присоединения Зимнего Дворца к Государственному Эрмитажу. Несколько разделов этой выставки посвящены жизни и творчеству главного архитектора музея Александра Владимировича Сивкова. Почему задача музеефицировать комплекс, где проживала императорская семья, являлась сложной? 

Людмила Акмен, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа: Зимний дворец был передан Государственному Эрмитажу 17 января 1923 года. Революционные события не прошли бесследно, значительные разрушенные фасады не ремонтировались. Местами отсутствовало отопление и электричество. В 1925 году главным архитектором Эрмитажа назначили Александра Сивкова. Под его руководством различные по назначению помещения Зимнего дворца и комплекса зданий, прилегающих к нему, стали единым музейным пространством.

Людмила Ширяева, ведущая: В результате реконструкции, проведенной Александром Сивковым в 1920-1950-е годы, музей получил 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце. Общая площадь помещений, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа с 1917 по 1957 год, увеличилась в 4,8 раза. Ставилась ли такая задача перед Александром Владимировичем или это знания и опыт позволили ему сделать такую колоссальную работу?

Людмила Акмен, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа: Имя Сивкова сегодня неизвестно широкой публике. Многие уверены, что переход Сивкова был всегда, настолько трудно представить, что было иначе.

Людмила Ширяева, ведущая: Много ли убрали исторических помещений?

Людмила Акмен, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа: Парадные залы практически не тронуты, в них была реставрация. Жилые помещения Николая II и Александры Федоровны комиссионно признали не представляющими художественной ценности.

Николай Растворцев, ведущий: Когда отказывались отпомещений, то какой идеологией это обосновывали?

Людмила Акмен, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа: Не все считалось ценным. Удивительно то, что в Эрмитаже многое сохранилось. Александр Владимирович первый понял ценность исторических конструкций и сохранял их по максимуму.

Николай Растворцев, ведущий: Почему гардероб, который появился благодаря Сивкову, называли «метро»?

Людмила Акмен, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа: Действовавший в Иорданской галерее гардероб уже не справлялся с растущим потоком туристов. Реконструкцию доверили специалистам «Ленметростроя», поэтому после открытия гардероба в 1958 году его стали называть «метро». Были ещё неосуществленные планы вывести один из выходов метро в вестибюль Эрмитажа.

Николай Растворцев, ведущий: Насколько Александр Владимирович опередил время, прокладывая маршруты в Зимнем?

Людмила Акмен, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа: Фантастическая работа была проделана. Даже я до конца не осознаю, насколько гигантская и профессиональная работа была сделана.