На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Анастасия Тараторина, ведущий специалист Государственного архива Российской Федерации.
Дарина Шарова, ведущая: В Москве, в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка посвященная 175-летию супруги Александра III. Матери последнего Российского императора Николая II. Среди экспонатов есть и копии. Они делались специально для выставки?
Анастасия Тараторина, ведущий специалист Государственного архива Российской Федерации: Это копии материалов, которые изображают балы в Зимнем дворце Петербурга, путешествия Александра III и Марии Федоровны в 1885 году на Кавказ. Несколько фотографий из музея-заповедника в Гатчине, которые недавно были приобретены в свою коллекцию самой Гатчиной.
Михаил Спичка, ведущий: Насколько была распространена традиция украшения бытовых вещей?
Анастасия Тараторина, ведущий специалист Государственного архива Российской Федерации: Начиная со второй половины XIX века, она все шире распространяется в Российской империи. Русские художники превосходят своих европейских коллег по уровню мастерства, по изысканности оформления художественных меню. Появляется характерный русский стиль оформления меню.
Дарина Шарова, ведущая: Выставка также позволяет проследить историю жизни Марии Федоровны, начиная с ее детских лет, и увидеть ее личные дневники. Расскажите об этих документах?
Анастасия Тараторина, ведущий специалист Государственного архива Российской Федерации: В Государственном архиве Российской Федерации хранится 37 памятных книжек Марии Федоровны. Это дневники, которые она вела на протяжении всей своей жизни. Все архивы доступны для исследователей в читальном зале. Но Мария Федоровна вела свои дневники на датском языке не очень читаемым почерком.
Дарина Шарова, ведущая: Знаем, что более 300 документов представлено на выставке, включая ученические тетради, фотографии и письма Марии Федоровны к своему супругу и детям. В этих письмах были зарисовки. Что изображала императрица?
Анастасия Тараторина, ведущий специалист Государственного архива Российской Федерации: Для выставки дневники и письма переводились, чтобы посетители могли с ними ознакомиться. Чаще всего в письмах Мария Федоровна изображала свои любимые цветы анютины глазки и фиалки. Могла нарисовать свой автопортрет в письме к сыну Николаю II и лица ангелочков.