ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжим тему, чему и как сейчас учат наших детей. На этой неделе пришла новость, которая буквально взбудоражила всё педагогическое сообщество.

Дело в том, что согласно предложенному проекту, кодификатор для сдачи ЕГЭ по литературе в 11 классе теперь начинается с эпохи написания пьесы «Гроза» Александра Островского. То есть с 1859 года.

Что такое кодификатор? Это обязательный список источников знаний, который необходим ученику для сдачи ЕГЭ. Здесь ключевое слово – «обязательный». Но теперь есть и необязательные авторы: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов. То есть все те, что были до Островского. Зато в кодификатор вошли, например, такие писатели, как Умберто Эко, Джордж Оруэлл, Сэлинджер, Ремарк и далее по списку.

Автор этой инициативы – Федеральный институт педагогических измерений. Вот так этот институт измеряет теперь наше литературное наследие без Пушкина и Лермонтова. Точь-в-точь, как футуристы в своём манифесте заявляли: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода современности! Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней».

А что на самом деле думают наши уважаемые эксперты по этому поводу? Что значит исключить Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова из списка обязательных авторов для сдачи ЕГЭ? Давайте послушаем. Их мнение гораздо интереснее и глубже, чем эти легкомысленные рисуночки, которые вы только что увидели. Итак, вот позиция экспертного сообщества».

КРИСТИНА СТЕПАНЕНКО, преподаватель литературы, автор Youtube-канала по подготовке к ЕГЭ «Литбез»:

«Пушкин и Лермонтов всегда были в кодификаторе для ЕГЭ, поэтому все сейчас возмутились. В министерстве объясняют это тем, что этих авторов проходят до 9 класса. Это правда так, из школьной программы они не пропадут. Их оставили на ОГЭ. Но проблема в чем? В том, что ОГЭ и ЕГЭ – необязательные экзамены. При этом от ОГЭ вообще ничего не зависит. От ЕГЭ зависит выбор профессии, вуза. Невозможно представить, что ребята, которые поступают на филфак, журналистику, кино, другие творческие специальности, чтобы они не читали к экзамену Пушкина. Учителям и репетиторам нужно стать адвокатами Пушкина, ребятам объяснять, почему нужно все равно его читать. Это странно, неправильно, у школьника будет диссонанс, если в табличке не прописано».

ВАЛЕРИЙ ПОПОВ, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга:

«Многие сожалеют, но факт, что молодежь все меньше и меньше знает литературу. Талантливые дети усыхают из-за того, что не слышат Евгения Онегина. У Пушкина столько озорства, игры ума, парадоксов, смелости! Мы в ЛЭТИ непрерывно острили, говорить банальности было пошло. У технарей была такая мода – обязательно играть словом. Сейчас тремя словами обходятся. Это приведет к ужасному обеднению, к «короче» и «вообще». Природа человека, как вода, пробьет эти камни, валуны на дороге, все равно прорвется, человеческий гений найдет дорогу».

ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Но ещё раз обращаю внимание, что это пока лишь проект, который предложен Федеральным институтом педагогических измерений по требованиям Рособрнадзора. Проект, который ещё будут обсуждать с экспертным сообществом, и лишь потом, к ноябрю, он может стать уже официальным документом, обязательным к исполнению. Или не стать им. И когда будет принято это решение, мы обязательно вернёмся к данной теме и расскажем, чем закончилась история по сбрасыванию с парохода современности нашего Пушкина, Гоголя и Грибоедова. А пока – полетели дальше».