В новый учебный год – с новыми учебниками. Чем они отличаются от старых? Для чего их понадобилось менять? И что об этом думают школьники, учителя и родители? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И в продолжение этой темы – чему мы учим наших детей, а чему не учим, но должны это делать. Давайте полистаем учебники, по которым в буквальном смысле сейчас и будут воспитывать наше будущее поколение. И от того, каким станет это поколение, зависит, в каком мире мы будем жить через некоторое время. Помните знаменитые строчки: «С чего начинается родина? С картинки в твоём букваре…». И это абсолютно точно. Именно те первые эмоции, знания, воспоминания, которые останутся после прочтения твоего первого учебника, и станут фундаментом и основой для мировоззрения человека. Можно даже так прямо и заявить: «Скажи мне, кто – ты, и я скажу, по каким учебникам ты учился». Ведь с этих, образно говоря, картинок в букваре и начинается путь к истине и смыслам, которые человек ищет в своей жизни.

А кто пишет эти учебники? Зачем они это делают? И, самое главное, чему они научат наших детей? Вот давайте рассмотрим этот вопрос более детально и на примере советской эпохи, и на примере нашей современной школы. Антон Цуман продолжит тему».

АНТОН ЦУМАН, корреспондент:

«Скажи мне, по каким учебникам ты учился, и я скажу тебе, кто ты. Действительно, мы даже учимся читать с помощью букваря. А по каким учебникам мы учимся сейчас? Как они пишутся и какими должны быть? Давайте разбираться».

В советское время выпуском всех школьных учебников ведало государство в лице единственного издательства «Просвещение». И учебники были едиными для всех. Но с падением советской монополии рынок заполонили десятки учебников разного авторства и разного содержания.

С директором 323-й школы Людмилой Флоренковой, её дочерью Евгенией, внуком Александром – все они целая династия педагогов-филологов – ищем отличия в учебниках двух эпох. Взять хотя бы такой незыблемый предмет, как русский язык. И там уже за прошедшие 20 лет между поколениями возникает спор: «Кофе» – это всё-таки «он», или «оно»?

С учебниками литературы сложнее. С падением советской цензуры были напечатаны произведения, которые не печатались 40 лет. И учебники литературы стали появляться, как грибы после дождя. С точки зрения педагогов ориентироваться стало сложнее.

Для справки, сейчас, до того, как попасть на парту, любой учебник проходит несколько инстанций. Сначала пройти через Экспертный совет в Министерстве просвещения, который определит, соответствует ли он федеральным образовательным стандартам, затем под него разрабатывается программа, и только после включения его в Федеральный перечень учебников, который обновляется каждый год, его можно направить в школы.

Меняются стандарты, меняются и учебники. В 90-х в школьных учебниках появились произведения Булгакова и Леонида Андреева, но исчезли «Как закалялась сталь» и «Молодая Гвардия». Причина, как говорят эксперты, – невозможность вместить всю русскую литературу в узкую программу средней школы.

Игорь Сухих – автор одного из популярных учебников по литературе. Теперь, как он сам его называет, бывший учебник. Потому что теперь его нет в официальном перечне, а до 2025 года учебник по литературе будет один для всей страны. Да, формально плюс для школьников. Меняя школу не придётся подстраиваться под программу. Но вот с содержанием могут возникнуть сложности.

Фактически мы возвращаемся к старой советской стандартизированной системе. Один учебник, чтобы учить всех. Пока таких будет шесть: всемирная и российская история, литература, русский, география и ОБЖ, который в новой редакции станет основами безопасности и защиты родины. Но вот ответ вопрос, чему учить и как учить, во все времена был разный. Возьмём для примера самый переписываемый учебник – учебник истории.

Те, кто в этом году пошёл в 10 и 11 класс, уже будут учить историю по новому, единому стандарту и единому учебнику. Вот для 11-го, синий, с Крымским мостом на обложке, уже поступил в петербургские школы. Доцент педагогического университета имени Герцена Дмитрий Кузин обращает наше внимание – акцент сделан не только на современных событиях. То, что раньше преподавалось сухо и вскользь, теперь рассматривается максимально подробно.

Ещё отличие. Полёту Гагарина в учебнике 90-х уделён всего один абзац. В новом – две страницы с иллюстрациями. Но изменения не только в содержании, но и в форме. В конце раздела – ссылки на книги и даже фильмы, для закрепления материала. Дети меняются, вслед за ними меняются и учебники.

Другими словами, за системообразующие дисциплины решено взяться всерьёз. Потому что есть немало примеров того, что бывает, если в сферу школьных учебников, образно говоря, пустить на самотёк.

АНТОН ЦУМАН, корреспондент:

«Представим, что я как ученик второго класса открыл домашнее задание в рабочей тетради по предмету «Окружающий мир» и увидел там такое задание: нарисуйте мир глазами кузнечика. Мне, честно, даже с точки зрения взрослого не понять, какой он – мир у кузнечика».

Автор этой рабочей тетради — Андрей Плешаков, кандидат педагогических наук. Интервью журналистам не даёт, от комментариев на критику воздерживается. Но известно, что по его пособиям младшеклассники учатся ещё с 90-х годов. Да, в новой редакции 2023 года скандального задания уже нет. Но вопросов у родителей учеников меньше не стало.

С представителями родительских комитетов начальных классов присматриваемся к пособию «Окружающий мир» более пристально. Пособия включены в федеральный перечень, но вот тема про семью, а фотографии как будто из фотобанка, причём зарубежного. Ну, не выглядят так наши дедушки и бабушки.

При этом все с удовольствием вспоминают, как собирали гербарии в парках и вели наблюдение за птицами ещё в том, советском школьном детстве. И сами мамы были бы рады, если бы хоть часть этой практики вернулась в программу по окружающему миру.

Но многие родители спросят, как быть в той ситуации, когда мощную конкуренцию книге и учебнику у нынешнего поколения учащихся составляет интернет? Ответ: тик-ток и ютуб можно сделать помощниками в учебном процессе.

Один из самых известных в интернете преподавателей Петербурга Николай Милованов. Профессиональный репетитор по физике и математике с 45-летним стажем три года назад освоил новый формат уроков. Собрал сотни подписчиков и миллионы «лайков» от тех, кому недостаточно учебника, чтобы разобраться в теме.

И вывод, который можно сделать – учителю сложно без хорошего учебника. А любой, даже учебник – без хорошего учителя просто книга. Так что, как и раньше, можно написать прекрасное учебное пособие, но оно неспособно заменить профессионального педагога.

Общеобразовательная школа для нас как была, так и остаётся школой жизни. И тем важнее, учебники по которым мы буквально эту жизнь постигаем. И главная задача – найти компромисс между строгим контролем за теми, кто их пишет, и желаниями тех, кто по ним учится, тем кто уже переступил порог школы. Ведь, по сути, пишутся не учебники, а в прямом смысле – будущее всей нашей страны.