На острове Грязный будет реализован девелоперский проект. А каким он должен быть, чтобы памятники промышленной архитектуры не были уничтожены? И какое будущее у серого пояса? Репортаж Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь хроника происшествий. Тревожная новость. На Кожевенной линии вечером, 3 июля, загорелось здание бывшей ситценабивной фабрики имени Веры Слуцкой. Сотрудники МЧС отработали очень профессионально, и огонь удалось потушить быстро.

Но! Вроде бы можно на этом и забыть про этот пожар. Но мы помним, какой трагедией, точнее, полным уничтожением памятника промышленной архитектуры закончился чем-то похожий случай на Октябрьской набережной, 50, когда сгорело здание Невской мануфактуры. А завод «Красный треугольник», на территории которого периодически то там, то тут возникают пожары? Всё это свидетельствует о том, что во многом судьба так называемого серого пояса Петербурга, то есть бывших промышленных территорий города, не решена.

Нет, где-то судьба серого пояса всё же решается – удачно или совсем неудачно. Где-то появляются масштабные громадные жилые комплексы, как, например, в районе бывшего Варшавского вокзала на Обводном канале. Где-то более правильное приспособление этих территории, как, например, это было сделано с территорией завода Севкабель на Васильевском острове.

И вот ещё одна новость по этой теме. Историк Рамиль Кавиев подал в КГИОП заявку на выявление в качестве объектов культурного наследия нескольких выполненных в стиле конструктивизм корпусов бывшего Гидролизного завода на острове Грязный. Заявка была написана 3 июля.

По закону до того, как экспертами будет принято решение по ней, «спорные» объекты нельзя сносить или как-то видоизменять. Как показывает практика, рассмотрение заявки может занять несколько месяцев. А там, на месте бывшего Гидролизного завода, сейчас хотят реализовать девелоперский проект.

Итак. Серый пояс Петербурга. Как приспособить его под цели современного использования? Пока точно никто не знает. Но вполне очевидно, что от ответа на этот вопрос зависит, каким будет облик Петербурга 21-го века. Наталья Медведева продолжит тему».

Остров Грязный. Территория бывшего гидролизного завода «Петроспирт». Новая точка на карте девелоперского Петербурга. К этому адресу приковано внимание как градозащитников, так и инвесторов.

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:

«Завод открыли еще в 1928 году. Тогда он назывался «Пионер». С тех пор территория видоизменялась. Корпуса строили, сносили. Но нетронутой так и осталась Водонапорная башня».

А еще – несколько довоенных корпусов, которые образуют единый архитектурный ансамбль. Градозащитники уверены – эти исторические объекты необходимо сохранять. С этой целью они отправили запрос в комитет по охране памятников. В то же время один из инвесторов продолжает сносить корпуса гидролизного завода. Здесь он собирается построить современный жилой комплекс. Чтобы узнать, какая судьба у этого участка земли, звоним застройщику.

Мы отправили запросы и строительной компании, и заводу «Петроспирт», чтобы узнать, что именно планируется реализовать на острове Грязный. Согласно правилам землепользования и застройки, эта территория относится к общественно-деловой зоне. А значит, главный вопрос – появится ли всё-таки новый жилой комплекс на месте этих старинных зданий?

В городе всё чаще звучит термин «редевелопмент» – реконструкция старых промышленных объектов. По факту – перестройка.

Еще полвека назад серый пояс занимал 40 процентов от площади города. Но в 90-е большая часть предприятий закрылась. И теперь заводы уходят с промышленной карты Петербурга. А на их месте появляются новые жилые комплексы.

Территория бывшего мясоперерабатывающего завода имени Кирова. Или, как еще его называют, мясокомбината «Самсон». Завод основан в 1933-м году. Раньше здесь производили 240 тонн мясопродуктов в сутки. А сейчас вокруг этого некогда промышленного гиганта выросли новостройки. Жилые дома заняли половину территории. От завода остались основной производственный комплекс и местная ТЭЦ. Здесь до сих пор частично сохранились интерьеры и некоторые документы.

Экскурсию по Самсону нам проводит промышленный краевед Александр Треугольников. Он уверен – здание может простоять еще ни один год, если  приспосабливать его под современное использование. Сейчас город начал историко-экспертизу всего комплекса. После нее «Самсон» – объект культурного наследия – получит новую жизнь. Об этом рассказал вице-губернатор Петербурга Николай Линченко на прямой линии правительства.

Это один из способов, как в 21 веке освоить серый пояс Петербурга, – восстановить и присвоить старым заводам новую, общественную функцию.

Промышленный пояс – это гектары ценной городской ткани. Но что для нас часть истории, для застройщиков – просто бизнес. И возникает вопрос, как найти золотую середину между двумя составляющими – сохранение исторического наследия и развитие старых территорий под нужды современного мегаполиса. Ресурс серого пояса уменьшается на наших глазах. Вместе с промышленными гигантами уходит в прошлое целая эпоха. Сегодня половина жилых кварталов строятся именно на территориях бывших заводов.

Компании-застройщики всегда обещают благоустройство территорий, создание инфраструктуры и сохранение памятников. Как пример – Варшавский вокзал. В прошлом – железнодорожный комплекс площадью в 40 гектаров. Раньше здесь проходила железная дорога. Сейчас – развивающийся жилой квартал. Из уцелевших зданий остались лишь пакгауз начала 20-го века, а также водонапорная башня и главное здание вокзала. Это еще один пример, как можно перестроить территорию, хотя бы частично сохранив ее историю. Для этого необходимо вписать в  современную городскую застройку старинные здания.

Завод «Красный треугольник».  Первый в стране производитель резиновой продукции. Открыт еще в 1860-м году. Сегодня это один из самых сложных объектов на промышленной карте города. На территории работает множество различных фирм и небольшие производства. А раньше в этих же корпусах производили галоши, шины, игрушки и многие другие изделия из резины для всей страны.

Здания пустуют ни один год. И в таком состоянии долго оставаться не смогут. Такие промышленные объекты самые сложные и ценные. Потому что уникальные. Зданий индустриального периода в стиле конструктивизм уже не будет, говорит историк промышленной архитектуры Валентина Лелина.

Вот так на территориях старых заводов появляются деловые и торговые центры, мастерские и магазины. Это еще один способ продлить жизнь серого пояса.

Но есть и другие примеры. Левашовский хлебозавод. Снаружи, с 30 годов, ничего не изменилось. Это по-прежнему здание в стиле конструктивизм. А внутри – современный культурный центр.

Бывшую котельную завода перестроили в современный зал для выставок и деловых конференций. А там, где раньше стояли котлы с водой, мукой и другими ингредиентами для приготовления хлеба, теперь офис с аутентичным дизайном.

Сегодня серый пояс Петербурга воспринимается как «резервный пустырь» для новой застройки. На самом деле – это ценные гектары земли, которые можно приспособить под различные функции. Открыть там общественное пространство, новый деловой центр, небольшое производство. Ведь здания живут, пока там есть люди. И от того, как мы осваиваем серый пояс, зависит, каким будет Петербург 21 века.