Что связывает Петербург с африканским континентом? Много ли между нами общего? И поедут ли туда российские туристы? Репортаж Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Напомню, что в этом месяце, точнее, 27 июля в Петербурге пройдёт второй саммит Россия –Африка. Об этом уже неоднократно заявлял президент Владимир Путин. И это ответ на те международные вызовы, с которыми сталкивается наша страна. Если окно в Европу, прорубленное ещё Петром I, закрывается, то куда же тогда идти? На восток? На север? Да, конечно, и мы это сейчас активно делаем. Но нельзя забывать и про юг. Африка – это новая точка силы на карте мировой политики, которая долгое время как-то оставалась в тени мировых геополитических процессов. Но сейчас с каждым днём Африка уверенно выходит вперёд в международной повестке.

И этот саммит, который пройдёт у нас, в Санкт-Петербурге, станет важной вехой в отношениях между Россией и Африкой. И символично то, что этот саммит пройдёт на площадке Экспофорума – там, где традиционно проходит петербургский международный экономический форум.

Хотя Африка всегда была с нами. Что там говорить – даже африканские корни Пушкина тому пример. И как никогда точно всегда звучит перефразиорованная поговорка: «Пушкин – он и в Африке Пушкин». Помните? «Когда ж начну я вольный бег? Пора покинуть скучный брег мне неприязненной стихии, и средь полуденных зыбей под небом Африки моей вздыхать о сумрачной России».

А что ещё связывает наши страны? В историческом, экономическом, культурном плане? Ведь именно по Африке гулял Бармалей – тот самый, имя которого было взято с таблички адреса на Петроградской стороне – улица Бармалеева. Очень интересная и увлекательная тема, которая, поверьте, с каждым днём будет обретать всё большую и большую актуальность. И это подтвердит Иван Уваров».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Ударять ритмично. Сначала по малому колоколу. Затем – по большому. Это гатинго – традиционный африканский колокольчик. Его звон – основа музыки и ритма. А еще – символизирует начало новой жизни. Новых отношений».

Новые отношения с Россией будут устанавливать главы 36-ти африканских государств. Петербург готовится к саммиту Россия – Африка. Здесь, в «Экспофоруме», на берегах Невы, будут не просто налаживать новые экономические, культурные, политические связи. Но и искать ответ на вопрос: почему сегодня Африка – это точка силы?

Это Кемвей. Студент из Камеруна. В Петербурге учится на менеджера по туризму. Поэтому третье лето подряд он вот так, каждый день с 10 утра до 8 вечера проходит языковую практику.

Найти работу африканцу в Петербурге сложно – вздыхает Кемвей. Он мечтает стать агрономом. Правда, никак не может поступить на эту специальность. Не хватает знаний. Получит диплом в сфере туризма и обязательно пойдет учиться на профессию мечты. А затем вернется в родной Камерун.

Петербург совсем не похож на Камерун, говорит Кемвей. Да, здесь тоже есть что посмотреть. Но там, в такой далекой и такой родной Африке, поразительные пейзажи. И неизведанные места русским туристом. Для которого сейчас наступает время – открывать Африку. Кемвей как эксперт в туриндустрии рекомендует.

Эти кадры сняла Анастасия, когда жила в ЮАР. Поэтому она как владелец турагентства знает, кто едет в Африку сегодня. И главное – зачем.

И для справки. Сейчас, в условиях тотальной изоляции, каждый 15-й российский турист интересуется поездкой в Африку. Да, пока континент мало изведан в этом направлении. Но потенциал есть. А значит, на саммите в ходе встреч, переговоров и пленарных заседаний станет ясно, что Африка может дать нам, а что мы можем дать Африке.

Современный африканец давно уже не живет в хижине. И вообще: по своей натуре – бизнесмен. Так мне сказал Майкл. Он 37 лет в Петербурге. И в самые сложные годы, в 90-е, построил в чужой стране свой бизнес. Сейчас у Майкла кафе в центре Петербурга. Основной доход – от русских банкетов. Но африканцы знают, что в Петербурге только у Майкла можно поесть как дома. Потому что эти блюда он готовит так, как его учила мама в родной Нигерии.

Да, для меня это африканская экзотика. А для Майкла – это уголок теплого дома в холодном и дождливом Петербурге, у которого ничего общего с Африкой нет. Кажется, что нет. Но на самом деле…

Это памятник Пушкину в столице Эфиопии. Из которой родом знаменитый предок солнца русской поэзии – самый знаменитый Африканец Царской России – Ганнибал. Получается, что Пушкин – самый знаменитый африканец России. Что между нами общего? Да всё!

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Нет, это не Сахара. А всего 70 км от Петербурга. Бронницкий карьер. Согласитесь, так и кажется, что сейчас там, за барханами, пройдет изнуренный зноем караван».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Прогуливаясь с художником Добужинским по Петроградской стороне, Корней Иванович Чуковский свернул на Бармалеева. Улицу, названную в честь купца по фамилии Бармалеев».

И на листке своего этюдника Добужинский нарисовал свирепого злодея, бородача и усача. Вот так на Бармалеева родился Бармалей.

Это тот случай, когда мы хотели рассказать историю про любовь африканца и петербурженки. Классический эпизод для такой темы, как говорят журналисты. Но в этой love story нет романтики.

Из Камеруна в Россию Крис приехал 13 лет назад. За эти годы обрусел. Даже думает уже на русском. Хотел быть авиаштруманом. Но его звездный час происходи здесь. В небольшом хореографическом зале на петроградской стороне. Он много работает, чтобы помогать родственникам в Камеруне. И растить сына в Петербурге. Работать день и ночь – у африканцев это заложено на генетическом уровне, говорит Крис. Работа в Африке, как правило, низкооплачиваемая. Поэтому его соотечественники стараются вырваться на рынки других стран. Вот один из примеров.

Это участники  проекта «Привет из Африки». Повара, грузчики, строители, студенты, многодетные отцы объединяются в творческие коллективы и записывают видеопоздравления для русских. Вот такой международный бизнес. Узнав это, мы тоже решили заказать видео-открытку из Конго. Тем более, есть прекрасный повод. 10 лет программе «Пульс города».

Африка всегда была точкой силы не только сегодня. А обратили внимание мы на это только сейчас, в условиях тотальной изоляции. Но мир шире, чем нам кажется. И даже на первый взгляд известные страны и континенты оказываются неизведанными и малоизучены. Да, Африка и Россия – мы такие разные. И так не похожи друг на друга. Но у нас намного больше общего, чем порой нам это кажется.