Ограды и решётки Ленинграда и Петербурга – почему это отдельный вид искусства, без которого нельзя представить и понять феномен нашего города? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«На этой неделе появились новые подробности о реставрации решётки Юсуповского сада на Садовой улице. При расчистке старых слоёв выяснилось, что с оригинальными чугунными элементами ворот ограды соседствуют украшения, выполненные из другого материала – более современного, чем старый чугун. Оказалось, что это следы реставрации 70-х годов, когда требовалось воссоздать утраченные элементы. Но то ли из экономии, то ли в целях облегчения конструкции реставраторы тех лет выполнили их не из чугуна, а из лёгкого сплава на основе алюминия. В ходе нынешней реставрации, в том числе и эти элементы были тщательно обработаны и останутся на своём месте.

И это хороший повод поговорить на тему, которую очень чётко обозначил еще Александр Пушкин: «Твоих оград узор чугунный». Ограды и решётки Ленинграда и Петербурга – почему это отдельный вид искусства, без которого нельзя представить, а уж тем более понять феномен нашего города? Давайте прогуляемся по этому маршруту – от хрестоматийной и эпичной решётки Летнего сада до маленьких оград в уютных двориках Коломны. Антон Цуман продолжит тему».

«Твоих оград узор чугунный» – по этим пушкинским строчкам можно сразу узнать Петербург. Да, мы знаем, что синоним слова «ограда» – забор, предназначение – обозначить границу пространств. Но в нашем городе это далеко не единственная её функция.

Именно так заказавшая эту ограду в начале 20 века графиня своеобразно почтила память своего свёкра – Петра Клейнмихеля, царского министра, восстанавливавшего Зимний дворец. И с момента появления первой ограды они не только выполняли «ограждающую» функцию, а формировали образы и смыслы. Например, строгость форм набережных рек и каналов. Или романтический образ забытого дворика в районе Крюкова канала. Или всепобеждающей природы – ограда на Фонтанке, которая за несколько десятилетий буквально срослась с окружающими деревьями.

Известно, что первые металлические ограды можно назвать ровесниками города. Самые известные – екатерининской поры. Что уж говорить про символ всех петербургских оград – решётку Летнего сада. Но вот факт малоизвестный – свой «Летний сад» есть и в одном из дворов Литейного проспекта.

Специалист реставрационной мастерской Надежда Максимова рассказывает – неудивительно, что эта копия появилась спустя 120 лет после установки оригинальной решётки в летнем саду. Да, она не такая роскошная, сделана по передовым на то время технологиям. Но самое главное – это стало доказательством того, что для Петербурга ограда стала не просто забором, разделяющим общественное и частное пространство, а способом самовыражения и владельца дома и архитектора.

И неслучайно потом те образы оград, которые воплощали зодчие 18 и 19 века, потом становились классическими уже для века 20-го, когда металлическая ограда стала массовым явлением. Вот пример – решётка Р-34, которая производилась в советские годы на Урале и массово применялась во многих городах СССР. А вот первоисточник – ограда Университетской набережной начала 19 века.

А вот документ, в соответствие с которым создавались типовые ограждения эпохи СССР. Материалы Госстроя серии 3-017 «Ограждения площадок зданий и сооружений». 1974 год. Невероятно, но факт: среди этих функциональных и лишённых архитектурных излишеств проектов можно найти отголоски 19 века. То есть типовая ограда – совсем не советское изобретение. И прообраз решётки под артикулом «М» можно встретить по соседству со смольным собором.

Центральный государственный архив научно-технической документации. В наших руках – фотокопия каталога продукции завода Сан-Галли за 1899 год. Вот, похожая решётка за номером, внимание, 135. Один из более чем сотни вариантов.

А вот ещё один уникальный документ из архивных фондов. Тонкий листок бумаги с названием конторы и карандашным наброском. Своеобразное коммерческое предложение. Но ни один исследователь ещё не установил, нашло ли оно своё реальное воплощение на улицах или во дворах Петербурга.

То есть это ещё одна иллюстрация того, насколько металлическая ограда была популярна на берегах Невы. Их стало так много, что родился поэтический образ – «нотный стан» петербургской симфонии. И правда, ограда будто задаёт каждой части города свою ритмику. Готические ограды зимней канавки вполне могут звучать музыкой Баха. Пушечная ограда на Арсенальной набережной – Чайковский, увертюра, 1812 год, Гимн воинской славе отечества, ограда Михайловского сада – Модерн. Клод Дебюсси.

А эта ограда арки в академическом переулке как будто сама состоит из музыки. Кто и когда разместил здесь эти сделанные из арматуры ноты – пока остаётся одной из тайн Петербурга, но теперь эта решётка – источник вдохновения петербургских фотографов.

Это место нам открыл эрмитажный фотограф Юрий Молодковец по пути в одно из своих любимых мест – к Румянцевскому саду, ограда которого стала буквально героиней целой серии фотографий, сделанной в разное время года. И здесь раскрывается один из секретов для начинающих фотографов – в решётки оград, как в раму можно вписать жизнь Петербурга.

Действительно, если Петербург – картина, то ограды, тень от оград – её чётко очерченный карандашный контур. Как будто переосмысление главного свойства любой ограды – сохранять главное, отсекая лишнее.

Но вся эта красота, которая кажется монументальной, прочной и вечной, тоже требует ухода. Петербург – город на воде, а вода, как нам известно из школьной программы, главный враг металла. Вот и ограда Юсуповского дворца в прошлом году отправилась на реставрацию.

Вот так, в реставрационной мастерской над каждым участком ограды трудится целая бригада мастеров. Последний раз ограду, созданную инженерами путей сообщения в 19 веке реставрировали, 50 лет назад. И фронт работ здесь действительно велик.

Мастер Алексей Метик рассказывает – в процессе расчистки удалось обнаружить, что при реставрации 70-х годов многие утраченные на то время чугунные элементы были восполнены новыми, из лёгкого сплава. Отличить легко: оригинальные – чёрные, новые – светлые. А здесь видно, в каком состоянии находилась так называемая «филёнка» – подложка для горельефа нижней части, один из которых реставраторам придётся воссоздавать буквально заново.

И это только малая часть реставрационного процесса, который, по сути, только начался. По плану ограда вернётся на своё место в конце следующего года. Но в Петербурге не только восстанавливают решётки прошлого. Ставить ограды в каждом дворе – новая мода, которая появилась в начале 00-х. И у мастерских художественного литья и ковки нет отбоя от клиентов.

С точки зрения мастера, металл – пластилин. Только для этого его надо раскалить до 600 градусов. Всё выполняется на глаз, по ощущению художника ковки. Вот в таком жаре, под ударами и рождается современная ограда для современного Петербурга.