Новая трасса должна соединить центр Петербурга с северными районами. Где пройдет магистраль? Как – в тоннеле или эстакадой? И почему ее решили строить именно сейчас? Репортаж Натальи Медведевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ну, и в продолжение темы ещё одна новость. Служба государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга выдала на этой неделе разрешение на строительство участка Южной широтной магистрали. Речь идёт об участке от Сарицкой улицы до развязки с Петербургским шоссе в Пушкинском районе города. Разрешение на строительство будет действовать до конца января 2026 года. Ожидается, что участок пройдёт через железнодорожные пути Балтийского направления. Уже появились информационные таблички на месте строительства. Это только первый этап строительства. До декабря 27-го года будет построена трасса Южной широтной магистрали. Новая магистраль разгрузит выезды из города в южном направлении, соединит крупные федеральные трассы в обход жилых кварталов, снизит потоки транзитного транспорта через Пушкин и Павловск.
По сути, это будет дублёр южного участка КАД. И сейчас после Петербургского экономического форума особую актуальность обрёл другой масштабный проект. Трасса М-7. Её задача – разгрузить север города. Все, кто едет домой вечером по проспекту Энгельса от Светлановской площади в сторону Поклонной горы, знают, насколько остро стоит эта проблема. И вот, на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал с инвесторами соглашение на общую сумму 300 млрд. рублей. Эти деньги будут направлены на строительство трассы М-7. Сюда, кстати, в эту сумму, входит и строительство нового моста через Неву. Грандиозный проект. Но дело в том, что о нём очень мало, что известно. Например, то, что этот проект был разработан ещё в середине 60-х годов прошлого века в Ленинграде. И лишь сейчас, в 21-м веке, он будет реализован. А как? В какие сроки? Какие согласования, заключения и экспертизы должен пройти этот проект? Об этом очень мало пишут и рассказывают. Мы собрали все известные факты об этом проекте. Итак. Трасса М-7. От А до Я. Всё, что вы хотите и должны знать. Об этом – в репортаже Натальи Медведевой».
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Будний день. Шесть часов вечера. Едем по проспекту Энгельса. Точнее не едем, а стоим. В бесконечных пробках. Наша конечная точка – Шуваловский парк. Посмотрим, сколько времени займет путь».
В час-пик автомобилисты теряют здесь по 30 минут. Чтобы разгрузить дорогу, на севере города построят новую скоростную трассу – М-7.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«По проекту М-7 начнётся в створе Арсенальной улицы. Трасса пойдет через Неву. Для этого построят новый мост. Дорога протянется по Полюстровскому проспекту. На Кантемировской улице трасса встретится с железнодорожными путями. И дальше пойдет над ними. Новая магистраль станет дублером Большого Сампсониевского проспекта и проспекта Энгельса. М-7 пройдет и через Удельный парк. Параллельно железной дороге. И дальше пойдет по Выборгскому шоссе. За Суздальским проспектом будет развилка. Одна часть трассы пойдет дальше по шоссе до кольцевой дороги. А вторая – в сторону поселка Порошкино Ленинградской области».
Так новая трасса М-7 соединит центр Петербурга и северные районы. И снизит трафик на проспекте Энгельса и Выборгском шоссе. Протяженность будущей автомагистрали – 20 километров. Их них полтора километра проведут через Удельный парк.
ВАЛЕРИЙ ГАРНЕЦ, председатель постоянной комиссии по градостроительству, земельным и имущественным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
«Через Удельный парк она проходит, потому что должна соединиться с Выборгским шоссе и выйти на кольцевую дорогу. Это самое оптимальное решение. Других решений там технически нет. Если мы проложим трассу между домами, необходимо будет ставить дополнительные эстакады. Там есть пересечение с Сампсониевским проспектом, с железной дорогой, с Лесным проспектом. Там много технических нюансов. Это может оказать негативное влияние на жизнедеятельность людей».
Провести магистраль от центра до севера архитекторы собирались еще в середине прошлого века. Вот генеральный план развития Ленинграда. За 1966-й год. На территории Удельного парка выделен участок под строительство дороги.
РУБЕН ТЕРТЕРЯН, генеральный директор центра транспортного планирования Санкт-Петербурга:
«Поскольку трасса пролегала через Удельный парк, она зафиксирована в генеральных планах. Это зона транспортной инфраструктуры. За это время на этой территории вырос лес. И наши граждане, гуляя по Удельному парку, не могут отличить, деревья, которые в парке растут, и деревья в полосе будущей трассы».
К идее построить эту магистраль возвращались неоднократно. Финальное решение приняли на Петербургском экономическом форуме. На площадке подписали соглашение о строительстве трассы. И объяснили, как она повлияет на зеленые зоны города.
НИКОЛАЙ ЛИНЧЕНКО, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Основа – будет эстакадное исполнение. «Пирогом» над железной дорогой. Этот отвод уже сделан. Никто залезать в «зеленку» не планирует. Удельный парк был есть и будет. Я сам в нем вырос. Я сам житель любимого города. С пиететом к культурному наследию относящийся».
Основная часть трассы построят в виде эстакады. Архитекторам еще предстоит решить — как М-7 пройдет через Удельный парк, который мы сейчас как раз проезжаем.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«За двадцать минут мы проехали километр. Пробки. Наш водитель Влад следит за дорогой. А мы, пассажиры, занимаемся своими делами».
Сегодня Петербург столкнулся с болезнью всех больших городов. Темп развития транспортной инфраструктуры не успевает за численностью населения. Полвека назад здесь, в Выборгском районе, проживали 250 тысяч человек. А сегодня – 500 тысяч.
ДАНИИЛ ВОРОНИН, архитектор, урбанист:
«Увеличивается количество населения. Довольно существенно. И миграция людей должна осуществляться беспрепятственно. Переехать с севера на юг, с запада на восток».
Урбанист Даниил Воронин отмечает, эту задачу поможет решить в том числе новая дорога. Но важно провести её максимально щадящим способом.
ДАНИИЛ ВОРОНИН, архитектор, урбанист:
«Хотелось бы, чтобы проект был вынесен для экспертного обсуждения. Именно для Удельного парка. Как это будет реализовано здесь».
Существуют два варианта, как провести М-7 через Удельный парк. Или в виде тоннеля. Или эстакадой. НАД железной дорогой. Точное решение градостроители примут после экологической экспертизы.
У города есть опыт проектирования разных транспортных объектов. Как не реализованных (например, Орловский тоннель под Невой от Смольной до Свердловской набережной, его строительство оценивают в 115 миллиардов рублей, а это огромная сумма для бюджета), так и тех, что строят прямо сейчас (Широтная магистраль скоростного движения, она обойдётся в 300 миллиардов, ее возводят по схеме государственно-частного партнерства).
М-7 будут строить по схеме государственно-частного партнерства. Это сэкономит городской бюджет. И ускорит строительство магистрали. Из года в год северным районам Петербурга с их бесконечными пробками, она нужна всё больше.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«И, наконец, вот он – Шуваловский парк. От начала проспекта Энгельса до этого места всего 8 км. Мы проехали их по пробкам за 1 час 20 минут».
Всё это ради эксперимента. Давайте сравним. Наши 80 минут в пути по обычной дороге против 20-ти минут по будущей скоростной трассе. Сегодня проект в разработке. Трассу М-7 внесут в новый генеральный план Петербурга осенью этого года.
Ежедневно по дорогам города едут полтора миллиона автомобилей. Передвигаются из района в район, стоят в пробках. Строительство новой автомагистрали – в интересах всего мегаполиса. Так было еще в Ленинграде. И продолжается в Петербурге.