В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Дарина Шарова, ведущая: В реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» стали доступны для посетителей экспонаты из коллекции японского искусства эпохи Мэйдзи. Что это была за эпоха? Чем она характеризуется?

Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Для экспозиции мы подобрали вещи второй половины XIX века. Эпоха Мэйдзи началась в 1868 году и продолжалась до 1912 года. Мэйдзи — это девиз правления императора, который в то время взошел на престол. Переводится как просвещенное правление. Связано это было с тем, что прошли очень большие изменения в социальных, экономических и политических обстоятельствах Японии. Японии пришлось из закрытого положения выходить на международную арену. Это было внезапно и неожиданно для страны.

Михаил Спичка, ведущий: Как европейская культура повлияла на японскую?

Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: После того, как Япония открылась всему миру, нужно было представить себя на всемирной выставке в Европе и Америке. Япония не могла представить ничего промышленного, они привезли искусство. Весь Запад был влюблен в японские произведения искусства. Началось производство на экспорт, учитывая вкусы покупателей. 

Михаил Спичка, ведущий: Какие материалы были использованы в ту эпоху?

Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Япония славилась своими лаками, многие произведения сделаны из застывшего лака Уруси. Потом сверху декорировались золотом.

Дарина Шарова, ведущая: В одно и то же время лак использовался русскими и японскими мастерами по-разному?

Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Для нас лак — это кроющий материал для сохранения живописи и для придания ей блеска. А в Японии слои лака наносились толщиной до 50 слоев и в разные слои добавляли золото. Появлялась объемность изображения. Также было распространено напыление и инкрустация.

Михаил Спичка, ведущий: Сохранились ли эти традиции до наших дней?

Анна Савельева, заведующая сектором Дальнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Япония — страна, которая поддерживает традиционные ремесла и искусство. Это очень дорогостоящие предметы, которые порой создаются не один месяц. На сегодня, как ремесло, этого больше не существует. А то, что создают — это произведение искусства.