В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев, ведущий: Ценители прекрасного отметят завтра 430-летие одного из главных представителей фламандского барокко. А сегодня в центре нашего внимания живописец, рисовальщик, гравер Якоб Йорданс. Подтверждается ли историками тот факт, что благодаря детской насмотренности Якоб и смог развить в себе талант?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Скорее всего, это сыграло какую-то роль. Но в основе лежал исключительный дар.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие жизненные события или встречи определили его путь?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: На мой взгляд, минимум две встречи повлияли на него. Одна — человеческая — это встреча с его учителем, художником Адамом ван Ноортом, на дочери которого Йорданс потом женился. И вторая, творческая, это встреча с великим художником Рубенсом, который привлекал Йорданса к своим работам.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько изучено на сегодня наследие мастера?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Йорданс очень изученный художник. Все его работы сосчитаны. Но есть шанс, что существуют вещи, которые мы не знаем о нем. Ведь он прожил долгую жизнь и был трудоголиком.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Если смотреть на живопись Йорданса, то какие признаки выделяются в его картинах? Как его отличить от других художников?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Его картины очень яркие. Он обладал редким качеством среди живописцев с большим стилем. Это способность напитать юмором даже серьезные сцены, не утрачивая патетику.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие сюжеты самые примечательные во всем его творчестве?
Алексей Ларионов, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Якоб был универсальным гением. Он работал в разных сферах и, как все художники той эпохи, писал много религиозных картин для храмов, для частных пользований. Йорданс очень много писал на темы фламандского фольклора. У него много картин, связанных с пословицами, понятными современникам. Он любил сочинять аллегории и остроумно сочинял иносказания.