АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Большой проспект Васильевского острова, дом 28, Дом-особняк Д. П. Лопеса — Типография Академии наук, архитектор – А. Порто (?), годы постройки: 1808 – 1810

В Петербурге есть немало домов – памятников архитектуры, авторы которых до конца точно не установлены. Среди них и вот этот особняк на углу Большого проспекта и 9-й линии Васильевского острова.

Несколько десятилетий ушло на атрибуцию этого здания: и до сих пор нет 100%-ной гарантии, что красивый особняк с шестиколонным портиком — Дом португальского консула Дионисио Педро Лопеса, построил выходец из Южной Швейцарии – зархитекторДжованни Антонио Порто. Он, кстати, и жил неподалёку, на Кадетской линии, близ Среднего проспекта. Ну а что касается этого дома и самого архитектора, то возможно из-за того, что обрушился несущий свод во время строительства, и зодчего просто уволили за профнепригодность, тут же пошли слухи, что мастер с горя повесился.

На самом деле, всё было несколько иначе, и никто не умер! Руководство работами виноторговец и дипломат Лопес действительно, поручил надворному советнику Порто, довольно опытному практику, но проект, вероятнее всего, доверил знаменитому Джакомо Кваренги. Пожить долго в новом особняке Лопесу не удалось — португальский консул разорился, его дом продали за долги, а в 1829 году здание купила Типография Академии наук, где до сих пор и находится.

Боткинская улица

На самом деле Дом Лопеса на Васильевском острове – не единственное частично атрибутированное строение Антонио Порто в Петербурге. Но я предлагаю прогуляться по тем шедеврам позднего классицизма, авторство которых не вызывают сомнения в том, что их построил швейцарский зодчий.

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова МО РФ, основана в 1798 году

В 1798 году по Указу императора Павла I Медико-хирургическое училище при Адмиралтейском и Сухопутном госпиталях было преобразовано в Медико-хирургическую академию. Специально для неё на Выборгской стороне Петербурга было построено новое здание.

Главное здание Императорской Медико-хирургической академии, архитекторы – А. Порто, А. Н. Воронихин, годы постройки: 1799 – 1809

Главный корпус развёрнут парадным двором-курдонёром в сторону идущей от Невы Компанейской улицы (ныне улице Академика Лебедева). По данным современных источников, строительство началось в 1799 году по проекту Антонио Порто, который работал здесь до 1803 года, и завершилось это самое строительство в 1809-м под руководством уже другого архитектора — Андрея Воронихина.

Колонный зал Главного здания Императорской Медико-хирургической академии, архитектор – А. Порто

Существуют различные мнения насчёт доли участия каждого из них, но логично предположить, что основной проект разработал всё-таки Порто, а Воронихин мог внести небольшие изменения и или же разработать всю внутреннюю отделку. Но зато стопроцентно известно, что вот этот исторический Колонный зал главного корпуса Медико-хирургической академии построил именно швейцарский архитектор!

набережная реки Фонтанки, дом 166

Место за Калинкиным мостом – особое, о котором молва слагала легенды не одно столетие! Ещё при Петре Первом другой швейцарский архитектор – Николай Гербель построил на набережной Фонтанки работный дом, в котором разместилась Петербургская шпалерная мануфактура. Голландские ткачи обучали здесь женщин лёгкого поведения ткацкому делу.

Комплекс зданий бывшей Калинкинской больницы, открыта в 1780 году

Уже при Елизавете Петровне фабрика возродилась как «исправительное учреждение для гулящих девиц», а рядом с ней появилась и небольшая сифилитическая больница. И лишь при Екатерине II — в 1780 году состоялось официальное открытие той самой, легендарной Калинкинской больницы, или как её называли — «Секретной», ведь она специализировалась на лечении венерических заболеваний!

А что же наш герой Антонио Порто? Нет, он не лечился здесь, его сюда прислали для того, чтобы перестраивать главное здание больницы в 1799–1800 годах. К сожалению, чертежи Калинкинской больницы зав авторством Порто до нашего времени не сохранились, и мы можем наблюдать неоднократно перестроенные за два с половиной столетия вот эти корпуса и здания экс-больничного комплекса, включая и во этот — уникальный комплекс, который в первой половине XIX века построил другой выдающийся архитектор Шарлемань.

Но зато известно, что точно спроектировал швейцарец, – вот эту арку, врезанную по центру фасада. Она типологически совпадает с его арками Больших каменных конюшен в Павловске и проездом по центру главного корпуса Монетного двора.

Петропавловская крепость, Соборная площадь. Санкт-Петербургский монетный двор, архитектор – А. Порто, годы постройки: 1800–1805

Как это не удивительно, но Монетный двор в Петропавловской крепости – это официально достоверная и полностью самостоятельная работа Антонио Порто, служившим в начале XIX века ведомственным архитектором при Монетном департаменте. 17 марта 1800 года Павел I одобрил проект нового здания Монетного двора вот здесь — на участке вдоль западной границы Соборной площади. Центральная часть двухэтажного здания содержит все элементы других творений Порто: она выделена широким ризалитом, увенчана низким треугольным фронтоном. Боковые крылья заканчиваются круглыми башнями с куполами. Санкт-Петербургский монетный двор — одно из лучших сооружений русской промышленной архитектуры периода позднего классицизма. Ну а что касается творчества самого Антонио Порто, то его предстоит ещё детально изучать, чтобы архитектор не выглядел всего лишь умелым исполнителем чужих замыслов.