АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Один из самых открыточных видов Петербурга создаёт Троицкий мост. Его по праву можно назвать не только одним из самых величественных, но и самых изящных в городе. За 120 лет он трижды менял название. Впрочем, внешний вид тоже претерпевал изменения.

ИРИНА ТРУНОВА, заведующая научно-исследовательским отделом истории мостостроения Музея мостов:

Ну у него, можно сказать, французская внешность. Потому что собственно этот мост проектировала французская фирма «Батильон». Это начало XX века в то время уже как архитектурный стиль присутствовал Модерн.

Итак, конец XIX столетия. Васильевский остров уже полвека соединяет с центром Благовещенский мост, Выборгскую сторону обслуживает Литейный, а Петроградскую — наплавной Суворовский мост. Он функционировал и летом, и зимой. А вот во время ледостава и ледохода жителям острова приходилось не сладко.

ИРИНА ТРУНОВА, заведующая научно-исследовательским отделом истории мостостроения Музея мостов:

Мы видим как раз Петропавловскую крепость. Здесь как раз мост. И вот эти его решётки сейчас находятся около набережной Иоанновского моста. Там двухглавые орлы и решётки, выполненные на заводах Чарльза Верда. Основа этого моста — это плашкоуты. Это такие лодочки, которые крепились на якоря. И на них устраивался мост.

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:

Местоположение наплавного моста постоянно менялось — вот, что значит нет твёрдой опоры! Говорят, что не редко его устанавливали у домика Петра Первого. Вот на этом спуске. И вёл он прямо к Летнему саду.

Но только с появлением постоянного моста жизнь на Петроградской стороне преобразилась. До центра стало рукой подать. Район быстро застроили доходными домами в стиле Модерн. И всё благодаря мосту.

ИРИНА ТРУНОВА, заведующая научно-исследовательским отделом истории мостостроения Музея мостов:

Он открывался день в день с юбилеем города. 16 мая по старому стилю 1903-го года. Символично мост строился в память о бракосочетании императора Александра Третьего и императрицы Марии Фёдоровны. Когда мост открывали, то, императору Николаю Второму, его жене Александре Фёдоровне принесли подушечку вот она здесь у нас — с кнопочкой, с электрическим приводом. Нажав кнопочку они мост развели.
Мост был очень красиво украшен в стиле Модерн. И вот здесь вот мы видим фонари этого моста. Вот обратите внимание на верхнюю часть моста. Принимали участие в оформлении моста, в художественном решении известные архитекторы Померанцев, Бенуа, и вот это корона, так называемая.

Каждая эпоха оставляла свой отпечаток. После революции вместо орлов и корон появились пятиконечные звёзды, сменилось название. Мост несколько раз реконструировали и меняли механизмы. Это сейчас пролёт моста взмывает в небо, а полвека назад всё было иначе. Вместо второй опоры стоял огромный барабан, который разворачивал поперёк дорожное полотно. Кстати, оно было не деревянным и не каменным, уже тогда его залили асфальтом!

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:

В 2002 году после ремонта мосту фактически вернули первоначальный вид. Заклёпки заменили на исторические, на опорах появилась царская символика — двуглавые орлы украсили обелиски.

Одно из главных украшений — конечно, фонари, установленные на изящных канделябрах и увенчанные короной.

ИРИНА ТРУНОВА, заведующая научно-исследовательским отделом истории мостостроения Музея мостов:

Это бронза и непросто какая-то, а снятая при реконструкции Спасо-Преображенского собора. Она достаточно лёгкая.

Я думаю, килограмма три-четыре.

Ну да. Если конечно бывает сильный ветер, бывает не выдерживает и улетает.

Ежедневно по Троицкому мосту проезжает несколько тысяч автомобилей, бегает трамвай. Его очень любят туристы. Ведь с моста открывается великолепный вид на набережные, биржу и Петропавловский собор.