Петербург — город Достоевского и дачников. Причём тут классика дачи? — спросите вы, а при том, что, как и большинство петербуржцев своего времени — от богатых купцов до конторщиков, Фёдор Михайлович, став семейным человеком, летом покидал город, и, как и другие петербуржцы, в целях экономии весной съезжал с квартиры, чтобы осенью снять новую. Сменив за семь лет пять адресов, Достоевские поселились в доме в Кузнечном переулке.
Представить Достоевского за рабочим столом легко, куда сложнее — танцующим мазурку.
АЛЕКСАНДРА ЧЕРНЫШОВА, методист по научно-просветительской деятельности Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского:
Если был в хорошем расположении духа, напевал свой любимый романс на стихи Афанасия Фета «На заре ты её не буди, на заре она сладко так спит…»
А еще Фёдор Михайлович был щёголем, заказывавшим одежду у лучших мастеров. Вот эта шляпа была куплена в знаменитом шляпном магазине Циммермана, который в своё время обслуживал самого императора Николая I, и стоит признать, привычный облик классика плохо вяжется и с образом заботливого родителя.
АЛЕКСАНДРА ЧЕРНЫШОВА, методист по научно-просветительской деятельности Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского:
Автор записки, которая лежит на столе в детской, — восьмилетней сын писателя Федя, который пишет «папа, дай гостинец», зная что у папы прямо в кабинете, в ящике стола лежат всевозможные угощения — изюм винные ягоды. Фёдор Михайлович детей страшно баловал, тайком от жены водил в кондитерские магазины на Невский, оттуда они выходили вот с такими корзинами угощения.
Достоевский жил в век «культа детства», когда ребёнок перестал быть маленьким взрослым и обрел свой мир. Миниатюрные вещицы и куклы с полок коллекционеров и любителей безделушек перекочевали в детскую. Писатель был одой из первых жертв стремительно набиравшей обороты индустрии для детей и мог спустить большую часть аванса на игрушки, пробив брешь в семейном бюджете.
Достоевскому повезло с супругой, и не только в том, что оба искали тихого семейного счастья. Когда Анна Сниткина стала стенографисткой писателя, он отметил что она не походит на развязных и самонадеянных девиц современного поколения. Но Фёдор Михайлович и предположить не мог, что барышня окажется чрезвычайно практична.
АЛЕКСАНДРА ЧЕРНЫШОВА, методист по научно-просветительской деятельности Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского:
Квартира была шестикомнатная, с громадной книжной кладовой. Это совершенно нетипичная, конечно, выгородка для обычного доходного дома XIX века, это помещение, где хранились книги. Дело в том, что Достоевские книги издавали сами, и всеми вопросами по изданию книг как раз занималась молодая, практичная и предприимчивая жена Фёдора Михайловича — Анна Григорьевна. Она не просто занималась вопросом издания книг, она пошла ещё дальше — она организовала продажу книг почтой для иногородних. И это, конечно, был абсолютный аналог современного интернет-магазина, но организованный женщиной в XIX веке.
Вскоре после смерти Фёдора Михайловича, предвосхищая его всемирную славу, Анна Григорьевна пригласила фотографа, запечатлеть кабинет писателя. Благодаря этим снимкам, в 1971 году и было воссоздано место, где родился знаменитый роман «Братья Карамазовы».