ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И давайте продолжим тему, посвящённую нашей великой победе. Поговорим об истории этой войны. Главная и, пожалуй, самая непостижимая тайна обороны Ленинграда заключается в том, что до сих пор невозможно представить и понять все масштабы этого великого подвига, благодаря которому наш город смог выжить. И это отдельная, бесконечно глубокая и трагическая тема, которую бессмысленно полностью охватить в нашей незначительной программе. Но есть огромное количество мифов и тайн, связанных с историей военного Ленинграда. Эти секреты относились к категории «военная и государственная тайна». Но со временем гриф секретности был снят. И теперь, гуляя по нашему современному городу, можно их увидеть. На некоторые даже попасть. А некоторые так и останутся неразгаданной загадкой истории. И вот она — секретная карта военного Ленинграда в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны»».
Главная и, пожалуй, самая непостижимая тайна обороны Ленинграда заключается в том, что до сих пор невозможно представить и понять все масштабы этого великого подвига, благодаря которому наш город смог выжить. И это отдельная, бесконечно глубокая и трагическая тема, которую бессмысленно даже затрагивать в нашей незначительной программе. Но есть огромное количество мифов и тайн, связанных с историей военного Ленинграда. Эти секреты относились к категории «Военная и государственная тайна». Но со временем гриф секретности был снят. И теперь, гуляя по нашему современному городу, можно их увидеть. На некоторые даже попасть. А некоторые так и останутся неразгаданной загадкой истории. И вот она — секретная карта военного Ленинграда в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны».
Да, это сейчас сюда можно запросто купить билет и прийти даже на экскурсию. Но до конца прошлого века это был самый секретный объект на карте военного города. Объект номер К-51. Или второе название — «Павильон». Или в просторечье — бункер Жданова. Он расположен под фундаментом Смольного на глубине 15 метров. Идея создания бункера возникла еще в 30-е годы, когда Ленинградом руководил Сергей Киров. И начали его строить ещё до войны. И закончили в 1937-м. Тогда это было очень популярное направление — строительство бункеров. Ведь в это же самое время такой же бункер, бомбоубежище и тюрьма одновременно были построены в здании НКВД в Большом доме на Литейном проспекте, 4. Но вернёмся в Смольный. Отсюда и осуществлялось оперативное управление городом. Помещения должны были выдерживать удар авиабомбы весом в одну тонну. Полная автономность и газонепроницаемость. Руководство города могло пользоваться телефонной станцией, телеграфом, радиотрансляцией, была прямая связь с Кремлём. И этот бункер — уже часть музейной экспозиции. Но есть одна тайна, о которой не расскажут на экскурсии. Например, куда вёл подземный туннель из этого бункера? Тогда в Ленинграде уже начали строить метро. И часть этих производственных мощностей использовались для строительства этого подземного хода. Это был аварийный выход на случай срочной эвакуации. Куда он шёл? Через Неву на другой берег? Или к расположенному в двух километрах Большому дому на Литейном, 4? Эти сведения пока не рассекречены.
Некогда грозный флагманский командный пункт Краснознаменного Балтийского флота сейчас затерян во дворах домов недалеко от Ботанического сада. Бронированный бункер был создан в самое тяжелое время блокады Ленинграда — в 1942 году. Командный пункт в нем располагался до 1944 года. Место для его строительства было выбрано специально в глуши Ботанического сада. И собрать о нём сведения было очень сложно. Даже диверсантам, которых забрасывали в блокадный Ленинград. Посмотрите на это сложнейшее инженерное сооружение. И самое поразительное заключается в том, что строили этот бункер в самые тяжёлые дни блокады. Тогда даже строительных материалов в городе почти не было. Подобных фортификационных сооружений больше нигде нет. Ведь бункер построен из броневых плит толщиной около 20-ти сантиметров, причем при строительстве практически не использовался бетон. Во-первых, в осаждённом городе просто не было бетона. Во-вторых, эта технология с использованием бетона существенно затянула бы сроки строительства. Ведь для того, чтобы бетонные своды обрели свою максимальную прочность, нужно несколько месяцев. А тут собрали на металлическом каркасе стены и потолок из плит, сделали снаружи дополнительный защитный вал из грунта. До 1944-го года в том числе и отсюда осуществлялось управление Балтийским флотом. Сейчас здесь нет ни музея, ни охраны. А сам бункер через некоторое время может быть затоплен грунтовыми водами.
Даже многие местные жители, прогуливаясь в тиши парка Лесотехнической академии, не подозревают, что у них под ногами находится некогда сверхсекретный объект времён Второй мировой войны. Называется он «КП-Нева». Это секретный бункер маршала Говорова. Командный пункт и убежище для штаба, который руководил обороной Ленинграда. Его точное месторасположение было засекречено до конца 1990-х годов. Это сейчас в Артиллерийском музее можно увидеть его макет и узнать историю строительства. Сейчас сюда не попасть. Но давайте, основываясь на документах, всё-таки проникнем внутрь этого секретного объекта. Весь комплекс командного пункта «Нева» состоял из 30-ти различных строений. Все они соединялись ходами. Все подземелья сверху замаскированы: над бункером военные инженеры даже возвели целую дворянскую усадьбу. С высоты самолёта это выглядело как уголок старого петербургского парка. А группа из четырех убежищ в западной части парка была прикрыта дачными домиками с газонами и клумбами. Остатки этих домов были ещё видны на аэрофотоснимках прошлого века, сохранились очертания этих построек и на планах Лесотехнической академии того времени. Об основательности проекта свидетельствуют акварели из фонда Артиллерийского музея. На них — предложения архитекторов по дизайну интерьеров командного пункта. Такой роскоши не было даже в бункере Жданова. Но шикарный дизайн-проект не был осуществлён, так как сохранились фотографии, на которых полы завершенного объекта отделаны неброским паркетом, а стены обшиты простыми деревянными досками. Да и сам командный пункт так и не использовали по назначению. Это был резервный пункт управления. Учитывая важную роль в истории, объект «Нева» соответствует признакам объекта «культурного наследия». В настоящее время бункер не используется, находится в полузатопленном состоянии, на официальном учёте государственных объектов не состоит.
И самое важное сейчас, когда мы так много говорим о сохранении памяти великого подвига наших героев, посмотреть, а что ещё можно сделать, чтобы эти некогда секретные объекты были вычеркнуты из списка «Заброшенные памятники времён великой отечественной»? И о них рассказывали бы на экскурсиях, а не только в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны».