История дуэлей в России. Почему сейчас, в эпоху, когда вокруг так много непримиримых соперников, суть дуэльного кодекса обретает особую актуальность? Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь давайте поговорим о дуэлях. Повод есть исторический. На этой неделе 55 лет назад прошла последняя официальная дуэль в Европе. Это было во Франции. Дуэли в России — это отдельная страница в отечественной истории. И в истории Петербурга. Мы были столицей империи. И здесь кипели все страсти. И причины были: любовь, деньги, личная вражда, оскорбления. Классическое воплощение этого способа разрешения споров. Онегин и Ленский. «Вот пистолеты уж блеснули, гремит о шомпол молоток, в гранёный ствол уходят пули, и щёлкнул в первый раз курок».

Итак. История дуэлей в России. Почему сейчас в эпоху, когда вокруг так много непримиримых соперников, суть дуэльного кодекса обретает особую актуальность? Полина Ганичева продолжит тему».

Кажется, между этими эпохами — пропасть. В одно время за оскорбление стрелялись, в другое 1 отправляют в бан или ставят дизлайк. И пусть ритуалы и кодексы можно отменить или переписать, но представления о чести в Петербурге вне времени. И у каждого, даже сегодня, свой поединок.

— Вы берёте оружие подвысь, под подбородок. И затем мы делаем поклоны. Сначала мы делаем поклон влево. Все, кто находится слева от нас, получает свою долю приветствия.

Этот почти танец с холодным оружием, салют перед поединком, — объясняет Сергей Мишенёв, вице-чемпион мира по арт-фехтованию. Минимум 16 приветственных движений для человека, который может стать вашим убийцей или жертвой. Так было в 18 веке, теперь же на соревнованиях по фехтованию — одно скромное движение. Куда всё это исчезло? Разве соперники перестали друг друга уважать?

Сергей занимается арт-фехтованием. Во время таких постановочных боёв на партнёрах совсем нет защиты. И в этом смысле соревнования и правда похожи на дуэль 19 века. Кодекс тогда обязывал перед поединком обыскивать дуэлянтов. И изымать всё, что могло защитить от удара. Даже монеты и пуговицы.

Фехтование всегда было очень утонченным опасным искусством, где нельзя просто так бросить слово: подрались — разошлись. Нет! Фехтование = смерть. И поэтому вместе с этой смертью в фехтование приходило понятие честности, достоинства, благородства, этики, вежливости, чтобы не сказать ничего лишнего.

Во Франции фехтовали, в России — стрелялись. В Европе самым опасным расстоянием между барьерами были 30 шагов, в отечественной истории есть дуэли на расстоянии вытянутых рук дуэлянтов. Практически дуло в дуло. И самое парадоксальное: к барьеру выходили не только и не столько за высокие идеалы. Умереть можно было за неосторожное слово, взгляд. Как бы сказали сегодня: «Вследствие недопонимания». Историк Яков Гордин объясняет, почему нам в 21 веке эта часть истории кажется абсурдной.

ЯКОВ ГОРДИН, историк, литератор:

«Тут надо иметь в виду вот что: физическая победа на дуэли была не главное. Главное было доказать, что ты ради своей чести готов рискнуть жизнью. Тебя ли убьют, ты убьёшь, промахнуться вообще — это не принципиально, как это ни странно может прозвучать. Принципиально, что ты выдержал огонь противника, то есть рисковал жизнью для того, чтобы доказать, что честь для тебя важнее жизни».

У дворян появилась возможность решать свою судьбу самостоятельно. Не по приказу, а по личному кодексу. И эта внутренняя свобода оказалась фатальной. Так Александр Пушкин однажды сказал своему секунданту «чем кровавее, тем лучше» и навсегда изменил мировую историю. Между ним и Дантесом находились два барьера на расстоянии всего в 10 шагов!

К барьеру выходили не ради победы, и со временем сам бой сошёл на нет. Кто-то символически стрелял в воздух, кто-то вообще не использовал пули. Так дуэль из совершенно конкретной процедуры превратилась в развёрнутую метафору. Но не исчезла, а продолжает существовать.

Оружия нет. Драться не нужно. Вместо секундантов — зрительный зал. Кажется, это не дуэль, а рядовой концерт. А теперь представьте. Вы одни на сцене. Никакого заранее подготовленного текста нет. Здесь и сейчас получаете тему и… к барьеру! На ходу нужно сочинить рэп. И не шпагой, а словом уничтожить соперника.

Запрещённых приёмов на сцене нет. Можно переходить на личности, давить психологически.  А можно честно стоять и читать рэп. Всё как 300 лет назад. Есть люди чести, а есть бретёры.

НАДЕЖДА ПОПОВА, артистка импровизации:

«Мы много друг о друге знаем. Знаем слабые места друг друга. И мы начинаем это обшучивать. И оно выглядит со стороны уже достаточно жёстко. Можешь смотреть прямо в глаза — многие боятся этого. Ты можешь, пока человек читает фристайл, просто надвигаться на него. И он будет с микрофоном от тебя пятиться. Иногда бывает, что человек стоит, а ты подходишь к нему близко и ждёшь, пока он договорит. Это работает!»

И цель поединка всё та же, что и несколько веков назад. Победить свой страх. Выйти и ответить за свои убеждения.

Детский баттл по брейкингу. Культура улиц ничего общего с идеалами дворянства не имеющая. Но психология этого поединка похожа на любую даже самую консервативную дуэль.

АРТЁМ КОСТИН, преподаватель школы танцев:

«Часто родители отдают детей забитых, которые знают, что у нас такой сольный вид танца. Чтобы именно стержень воспитать. У нас нет такого, что по 10-20 человек выходят, ты стоишь в последнем ряду, и тебя не видно. Ты выходишь один, и на тебя все смотрят. Баттл — это всегда разговор. Это всегда диалог. Ты смотришь в глаза — все движения направлены на танцора. И по одному взгляду может понять, опытный танцор или нет. Можно одним взглядом задавить танцора. И он просто выйдет, испугается и не сделает свою программу».

Сколько поединков в истории закончились неожиданно (смертью боевого офицера, гибелью первой шпаги) — всё из-за давления противника. Потому что дуэль — это (что в 18 веке, что в 21) не про физику, а про силу духа. Момент наивысшего накала, в который, как ни странно, человек видит напротив совсем не соперника. Ведь настоящая дуэль — это поединок с самим собой.