Репортаж Ивана Уварова к 200-летию драматурга.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«В Петербурге продолжают отмечать юбилей Александр Островского. 200 лет со дня рождения. Его часто называют нашим русским Шекспиром. Обозначая масштабы его влияние, которое он оказал  на весь русский драматический театр. Все эти дни во многих петербургских театрах идут постановки по пьесам Островского. Можно сказать, на это время весь театральный Петербург превратился в одной такую большую площадь Островского.

А в чём заключен феномен Островского? Его отец был юристом. И с юности Островский слышал от приходивших к отцу клиентов рассказы о плутовстве, о страшных разорениях, долгах, кредитах, нищете, человеческой подлости, трусости, к которым подталкивали различные тяжёлые жизненные ситуации, в которых часто оказывались люди. И уже став известным драматургом, Островский был мировым судьей в Костромской губернии. Всё это знал, что называется, по материалам дел, которые рассматривал в суде. И вот эта тема человеческого духа и материального мира, который меняет людей, стала одним из направлений в его творчестве. Но всегда главной темой его творчества была тема любви, сострадания, раскаяния и самопожертвования ради близкого человека.

Итак. Код Островского. Как в Петербурге отмечать юбилей нашего русского Шекспира? А заодно давайте отправимся ещё и на Волгу, искать обрыв, с которого  бросилась Катерина из Грозы. Репортаж Ивана Уварова».

Самый интимный момент театрального процесса. Первая читка пьесы. Первая встреча артистов с режиссером будущей премьеры. Театр «Балтийский дом» приступает к постановке «Бесприданницы».

Чтобы по-настоящему понять и прочувствовать то, про что на самом деле писал Островский, мало читать его пьесы. Нужно отправиться туда, где жили и, может быть, до сих пор живут герои мира пьес Островского.

Почти тысяча километров от Петербурга — и ты в самом сердце провинциальной России. Усадьба Островского. Наша маленькая Швейцария, как здесь говорят. Костромская область, Щелыково.

В доме Островского меня встречает Любовь Александровна. Местный музейный сотрудник. Кажется, что про драматурга и его жизнь в этих местах она знает все. Вот стол, за которым Островский написал «Грозу», «Бесприданницу», «Таланты и поклонники», «Лес». В общей сложности 19 пьес.

Здесь, в его усадьбе, он открывается совершенно другим человеком. А значит другим драматургом. Кто бы мог подумать, классик мировой драматургии любил выпиливать лобзиком.

Потому что нельзя жить в таком месте и не заниматься творчеством. Щелыково с 30-х годов прошлого века — летняя резиденция артистов Малого театра. Самое театральное место русской провинции.

Это Михаил Ромашов. Электрослесарь. Местная знаменитость. Лучший Дед Мороз в округе. И продолжатель щелыковских традиций Островского. Рукоделие. Народные промыслы. Михаил занимается росписью по бересте. Он живет в окрестностях Щелыково. Поселок Красная Поляна. Когда-то здесь была картонная фабрика, кипела жизнь. Сейчас одна отрада — местный кружок самодеятельности, где он — ведущий артист.

Так и живет простой русский мужичок — электрослесарь Михаил Ромашов. Он мог бы уехать, но нет. Прикипел к этим местам. И потом, где родился — там и пригодился. В общем, всё по Островскому.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Ревнивый муж на берегу Волги застрелил свою неверную жену со словами «Да не доставайся же ты никому!». А вот в этом доме жили Клыковы. Хозяйка была женщиной строгой и не любила свою невестку. Да с горя бросилась в Волгу. А в этом доме мать мечтала выдать свою дочь за богатого. Харита Игнатьевна, доброе утро».

Кинешма. Небольшой городок на Волге. Калинов — место действия «Грозы». Списан Островским с Кинешмы. Бряхимов из «Бесприданницы» — тоже  Кинешма. Так здесь говорят. В этом уверены. Этим гордятся.

Для понимания географии. Кинешма — 30 километров от Щелыково. Когда-то это был уездный город Костромской губернии. Сейчас — Ивановская область. Население почти 78 тысяч человек. Центр культурной жизни. Драмтеатр. Имени Островского, конечно же.

Признаться честно, я думал, что встречу в этом театре местных провинциальных артистов. Увижу милый, наивный спектакль по пьесе Островского. Но этим вечером на сцене Кинешемского драматического открывает международный театральный фестиваль Константин Райкин. Спектаклем московского театра «Сатирикон».

А Кинешма — очень театральный город. Иначе и быть не может. Ведь наше всё — здесь Островский. И герои его пьес. И находясь здесь. Гуляя по этому волжскому бульвару, ты начинаешь понимать, что вкладывал Островский в уста своих героев. Ты видишь эту Волгу. И уже иначе звучат знакомые нам всем со школы тексты.

Бабушка Надя — так она попросила себя представить. Знакомьтесь. Житель деревни Комарово. Ивановской области. Да. Здесь есть своё Комарово. И оно совсем не похоже на наше. Всего два покосившихся дома. В одном из которых у нее прошла вся жизнь. Потом она расскажет, что никогда не читала Островского. И никогда не была в театре. Потому что всегда работала. Много работала. Чтобы выжить.

«Бедность — не порок». У Островского — комедия. У бабушки Нади — просто жизнь. Жизнь, которую она, как и многие герои Островского, проживает честно. Достойно. В тех предлагаемых обстоятельствах, которые есть. И вот они — живые эмоции. Живые люди. И их истории. В этом, пожалуй, и есть Код Островского, который для нашей русской литературы — все равно что Шекспир для мировой драматургии.