Какие удивительные открытия делают реставраторы в ходе работ? Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь о событии, которое трудно было не заметить, потому что оно сразу изменило облик центра города. Внимание. Со здания Биржи на Васильевском острове сняли строительные леса. Напомню, ее восстановление началось в 2014 году. Этот величайший архитектурный шедевр был построен на болотистой местности. В двух шагах от причала первого порта города.

И спустя два века величественное творение архитектора Тома де Томона, как говорят специалисты, «просело» на 16 сантиметров. Возможно, если бы не началась реставрация, Биржа могла бы получить непоправимые разрушения в ходе износа конструкций здания. Строители заявили, что фундамент уже укрепили особым раствором, так что трещины дальше не пойдут. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что строители переходят от работ с внешней части здания будущего Музея геральдики к внутренней, а также отметил, что реставрация ведется «очень аккуратно и осторожно». Итак. Биржевые новости. Как идёт реконструкция здания Биржи на Васильевском острове? Какие удивительные открытия делают реставраторы в ходе работ? И почему эти работы могут быть скоро остановлены?

Дело в том, что Эрмитаж подал заявку на продолжение финансирования Биржи для проведения внутренних отделочных работ. Министерство культуры поддержало эту заявку. Но включилась чиновничья бюрократия. Правительственные комиссии бюджет не утверждают. На межведомственных федеральных комиссиях заявка одобрение не получила.

Два года уже согласовывают. И если деньги не выделят, придётся консервировать объект. И тогда наполовину восстановленная Биржа станет красивым внешне, но пустым и безлюдным внутри архитектурным призраком в самом сердце Петербурга. Полина Ганичева продолжит тему».

Верхняя точка строительных лесов у здания биржи на Васильевском острове. Это результат ленточной расчистки — по сути, биография здания в цвете. Здесь детство, отрочество и 200-летие фасадов. Самый важный участок реставрации надежно закрыт. Так и в жизни: сердце города, культовое здание на самом виду уже 10 лет закрыто для посетителей.

Начальник строительства Александр Ли объясняет: этот стык — место встречи прошлого с настоящим. Первому цвету почти 200 лет (это тоже следы расчистки), тому серому, что посветлее, нет и года.

— Вот цвет сейчас, а вот исторический. Почему этот темнее?

АЛЕКСАНДР ЛИ, начальник строительства:

«Эта краска находилась под слоями последующих покрасок. Она немного изменила оттенок свой. Охра применялась как нечто вроде пигмента, вроде грунтовочного слоя, на который потом была нанесена краска».

Охра и есть точка отсчета. Нулевой слой. А первый (исторический) уже теперь тёмно-серый. Его воссоздали из современных материалов. Найти этот оттенок, например, в строительном каталоге просто невозможно – этот колер разработан специально для биржи. Как оттенок фасадов Зимнего дворца. Уникален.

Гранитный стилобат — основание всей конструкции. И у него тоже есть свой секрет, который напрямую связан с цветовым решением здания биржи.

ЛЮДМИЛА АКМЕН, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа:

«Нижние два блока — рапакиви розового оттенка. Или, как называют этот сорт, «красный рапакиви». А два верхних блока — серый. Пожалуй, как некоторая логика авторская. От тёплого к холодному оттенку. И чем выше, тем более холодный оттенок предполагалось у здания показать».

Вот ещё одна подсказка от архитектора здания: о том, какой должна быть температура цвета: теплой или холодной. В рисунках самого Тома де Томона оттенок условный, а на картинах художников биржа вообще не имеет постоянного цвета. Но даже в этом нет противоречий: оттенок должен как бы растворяться в пространстве.

ЛЮДМИЛА АКМЕН, начальник архитектурной службы Государственного Эрмитажа:

«Само здание биржи имеет очень яркий, очень определённый архитектурный образ, в котором цвет не должен играть какую-то первостепенную роль. Архитектура как бы сама за себя говорит. И если нам удастся сделать так, чтобы действительно цвет не выделялся, чтобы он казался само собой разумеющимся, естественным — наверное, это будет правильно».

Сегодня невозможно представить стрелку Васильевского острова без этого архитектурного ансамбля. А в начале 19 века, на этапе утверждения проекта, Совет Академии художеств вносил всё новые и новые правки. Архитектору, по мнению комиссии, то не хватало размаха, то «русскости», то знания петербургского климата. Но финальная версия оказалась настолько удачной, что, в отличие от первого проекта авторства Кваренги, её одобрил не только Совет, но и сами купцы.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Людей множество, но тихо. Как писал ещё Карамзин о лондонской бирже, здесь человек человеку даром не скажет ни слова, даже не пожмёт руки. Если уж говорят, значит, торгуются, а как схватились — дело решено. И плыть кораблю в Новый Йорк».

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Высота — 22 метра. Мы над стрелкой Васильевского острова. Вот это и есть — буквально — небесная линия Петербурга».

Как писал академик Лихачев, любое изменение в этой зоне либо развивает, «углубляет» город, либо становится инородным телом. И именно на этой высоте, на стыке воды и неба, становится понятно, к чему должен подходить этот цвет, выбранный Тома де Томоном.

АЛЕКСАНДР ЛИ, начальник строительства:

«Так как биржа до сих пор отапливается углём, соответственно, трубы дымят угольной пылью, которая в течение отопительного сезона нам привела крышу вот в такое состояние. Но с дождями это как-то отмоется. Но как быстро — не знаю».

Вы не ослышались. 21-й век. Здание отапливают углём. У реставраторов просто нет других вариантов: круглый год вести работы в «холодном» помещении опасно: материалы не выдержат.  Но и заменить уголь газом тоже возможности нет — это серьёзная работа внутри здания, а это уже следующий этап реставрации. К осени этого года — рассказывает руководитель проекта Виталий Лисунов — завершат все внешние работы.

— Осень 2023 года. Вы свои работы завершаете. Вся внешняя часть. Открываем леса и видим биржу. Что дальше с биржей будет?

ВИТАЛИЙ ЛИСУНОВ, руководитель проекта реставрации здания биржи:

«А здесь начинается самое интересное. Финансирование дальнейших работ на данный момент не открыто. И это беда биржи. Здание должно жить. Оно должно использоваться. За ним нужно следить, ухаживать. Здание не живёт — вы сами понимаете. Что может от этого пострадать? Фасады вполне могут. Где-то заметёт, где-то не убрали, где-то залило. Большая часть здания, конечно, она проживёт, оно будет стоять… Вроде как и достроили, но вроде как и не достроили».

Решить проблему могут примерно 4 миллиарда рублей из федерального бюджета. По московским меркам это стоимость одного ЖК бизнес-класса с площадью в разы меньше, где будут с размахом жить собственники сотни квартир. А это сердце Петербурга. И 6 миллионов только постоянных жителей. И тысячи туристов, которые могли бы приехать сюда в музей геральдики Государственного Эрмитажа. Алгоритм простой: если к осени будет финансирование, биржа откроется в ближайшие несколько лет. Если нет, так и останется призраком. Красивой, но пустой и забытой частью Васильевского острова.